МАНЕ
(Manet) Эдуар (23.1.1832, Париж,-
30.4.1883, там же), французский живописец. Сын чиновника. Жил в основном
в Париже, где учился в Школе изящных иск-в (1850-56) у Т. Кутюра. Испытал
влияние и копировал произв. мастеров итал. Возрождения и 17 в. (Джорджоне,
Тициана, Д. Веласкеса, Ф. Халса и др.), а также Ф. Гойи и Э. Делакруа.
В ранних работах М. (кон. 1850 - нач. 1860-х гг.), составляющих галерею
остро переданных человеческих типов и характеров, жизненная достоверность
образа в целом сочетается с романтизацией внешнего облика модели (-"Любитель
абсента", 1859, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген; "Лола из Валенсии",
1862, Музей импрессионизма, Париж). Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы
живописи старых мастеров, М. стремился наполнить их совр. звучанием, решить
новые живописные задачи. Так, современники становятся персонажами картины
"Завтрак на траве" (1863, Музеи импрессионизма), и тема, навеянная "Сельским
концертом" Джорджоне (изображение одетых и нагих фигур на фоне пейзажа),
приобретает здесь свою особую, хотя и несколько противоречивую эмоциональную
напряжённость; острота творч. преломления натуры, тяготение к вневременным
художественным формулам при умении сообщить зрителю ощущение определённой
эпохи отличают картину "Олимпия" (илл. см. т. 9, табл. XVIII, стр. 192-193),
где моделью для классич., обычно мифологизированного, мотива обнажённого
тела служит подчёркнуто земная парижанка сер. 19 в. Живопись М. на протяжении
1860-х гг. постепенно освобождается от присущих ей ранее глухих и плотных
тонов, чёрных теней, однако в ней сохраняются и даже усиливаются контуром
контрасты между тёмными и светлыми зонами, отчего возникает некоторая плоскостность
изображения; манера становится более свободной и вместе с тем более изощрённой,
живописная ткань всё чаще обогащается прозрачными рефлексами нвалёрами.
В
1860-е гг. М. обращается к эпизодам совр. истории ("Казнь императора Максимилиана",
1867, Кунстхалле, Мангейм), позже, повторяя найденную композицию, откликается
на события Парижской Коммуны 1871 ("Расстрел коммунаров", акварель, 1871,
Музей изобразит, иск-в, Будапешт), и всё же проникновенное внимание М-
к совр. жизни в первую очередь проявляется в сценах, словно выхваченных
из её будничного течения, почти лишённых действия и тем не менее полных
лирич. одухотворённости и внутр. значимости ("Завтрак в мастерской", Новая
гал., Мюнхен; "Балкон", Музей импрессионизма; оба - 1868), а также в близких
к ним по общей установке портретах (портрет Э. Золя, 1868, Музей импрессионизма).
Обновляя бытовой жанр 19 в., М. поэтизирует заурядную на первый взгляд
жизненную ситуацию, мир окружающих человека вещей, выявляет скрытую гармонию
бытия. Предвосхитив своим иск-вом возникновение импрессионизма, М.
с кон. 1860-х гг. сближается с его мастерами (Э. Дега, К. Моне, О. Ренуаром)
и с нач. 1870-х гг. переходит к пленэрной живописи. Ряд произведений ("Аржантёй",
Музей изящных искусств, Турне; "Моне и госпожа Моне в лодке", илл. см.
т. 10, табл. V, стр. 208-209; оба - 1874) несёт в себе черты этого метода
(намеренная фрагментарность композиции, светонасыщенность, яркая, вибрирующая
цветовая гамма); в то же время М. расходится с импрессионистами, сохраняя
конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляя
в своей палитре серые и чёрные тона и в целом не изменяя бытовому жанру
с его литературно-ассоциативной подосновой. С редкой наблюдательностью
М. выбирает в суетной и пёстрой жизни большого города, в калейдоскопе мгновенных
мизансцен наиболее характерные моменты; привлечённый не только их живописным
эффектом, но и их психологич. содержанием, он, синтезируя свои наблюдения,
возводит отд. явление до ранга типического, раскрывает его комич., грустные
или даже трагич. стороны ("Бал-маскарад в Опере", 1873, собр. Хавемейер,
Нью-Йорк; "Нана", 1877, Кунстхалле, Гамбург). В своём самом значительном
и последнем произв. "Бар „Фоли-Бержер"" (1881-82, Ин-т Курто, Лондон),
посвящённом теме призрачности счастья, столкновения мечты и реальности,
одиночества человека в толпе М. достигает полного единства замысла, изящно-остроумного
композиц. решения и живописного содержания. В 1870-е гг. М. много работает
в области портрета, перенося в неё осн. проблемы своих сюжетных композиций,
расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование
внутр. мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей импрессионизма),
пишет натюрморты и пейзажи, выступает как рисовальщик, мастер литографии
и офорта.
Творчество М. принадлежит к числу тех явлений,
к-рые как бы завершают сложение реалистич. традиций во франц. иск-ве 19
в. и в то же время их значительно обновляют; художеств, проблемы, впервые
поставленные и разрешаемые М., во многом определяют направленность исканий,
характерных для изобразит, иск-ва последующего ист. периода. Илл. см. на
вклейке к стр. 313. Лит.: Золя Э., Эдуард Мане, пер. с франц., [Л.,
1935]; [Барская А.], Э. Мане, М., 1961; Эдуард Мане. Жизнь. Письма Воспоминания.
Критика современников [пер. с франц.], М., 1965; J a m о t P. Wildenstein
G.,Bataille M. L. Manet, v. 1 - 2, P., 1932; H a m i 1 t о n G. H. Manet
and his critics, New Hawen - L. 1954; Venturi M., Orient! S. L'opera pittorica
di Ed. Manet, Mil., [1967] В. А. Калмыков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я