МАНИПУРИ
одна из осн. школ классич.
инд. танца; также назв. танца. Школа возникла в Манипуре (на С.-В. Индии)
в 13-14 вв. Основана на теории танца, изложенной в древних трактатах "Лаит-хак
Лика Джагон", "Говинда Сангит Ли-лавиласа" и др. М.- лёгкий грациозный
танец, по сравнению с танцами др. классич. школ имеет меньше символич.
жестов и движений (мудра). Он близок нар. образцам танцевального искусства
Индии. В основе М.- танцевальные стили ласья (женственный и поэтический)
и таидава (мужественный и энергичный). Танцы раннего периода вошли в культовый
церемониал индуистских божеств Шивы и Парвати. С 15 в. в танцах доминируют
сюжеты из жизни Вишну-Кришны и Раха. Для танца характерно вокальное и инструментальное
сопровождение, а также элементы драматич. иск-ва. Высокая разработанность
и технич. совершенство позволили на основе М. создать сложные развёрнутые
муз.-танцевальные представления, в их числе "Лай Хароба", "Рас Лила", "Маха
Рас", "Васанте", "Гопа Рас" и др. Среди исполнителей: Синхадуш Сингх, Сурьямукха,
Бабу Сингх и др. Музыку для М. писали поэты и музыканты Индии Джаядева,
Видояпати, Чинди Дас. Иск-во М. высоко ценил Р. Тагор.
Лит.: Dayal L. R., Manipuri dances:
lasya, lahari, Bombay-N. Y., [1951]; Г а р г и Б а л в а н т, Театр и танец
Индии, [пер. с англ.], М., 1963. М.П.Бабкина.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я