МАНН
(Mann) Томас (6.6. 1875, Любек,-
12.8.1955, Цюрих), немецкий писатель. Брат Г. Манна. Род. в старинной
бюргерской семье. Известность принёс М. уже первый роман "Будденброки"
(т. 1-2, 1901) - обширное повествование о судьбе четырёх поколений любекского
патрицианского рода. Подзаголовок романа - "Упадок одной семьи" - осмысляется
как проявление неких общих биологически-метафизич. закономерностей, но
получает и социальную характеристику: несовместимость духовно утончённых
людей с грубой, агрессивной действительностью Германии, вступавшей в эпоху
империализма. В более широком плане "Будденброки" говорят об общем закате
бурж. общества, пронизаны чувством исчерпанности прежних форм жизни. В
"Будденброках" ярко проявилось своеобразие М.-художника: неторопливость
и детализованность описаний, сочетание остро аналитич. и иронич. начала
с эмоциональной теплотой. В романе заметно влияние нем. реалистов 19 в.,
сканд. и франц. писателей, а также значит, воздействие рус. лит-ры (прежде
всего Л. Н. Толстого). К лучшим произв. М. относятся новеллы ("Тристан",
1903, "Тонио Крегер", 1903, и др.), в к-рых с большой психологич. глубиной
нарисованы взаимоотношения людей иск-ва с миром бурж. практики, в них сочетается
ирония с проникновенной лиричностью. В 1924 вышел роман М. "Волшебная гора",
в нём дана картина идейной жизни бурж. общества в канун 1-й мировой войны
1914-18. Действие развёртывается в высокогорном швейц. санатории, куда
на 7 лет попадает молодой инженер Ганс Касторп. Соприкасаясь с обитателями
санатория, воплощающими разные стороны современного буржуазного сознания,
Ганс Касторп проходит ряд этапов внутр. развития, приближаясь к углублённому
гумани-стич. постижению мира. В этом смысле "Волшебная гора" продолжает
традиции нем. воспитат. романа, являясь также одним из важнейших филос.
романов 20 в. Замедленное повествование проникнуто внутр. напряжением,
в структуре фразы отражается самый процесс постижения действительности
- поиски наиболее точного, исчерпывающего слова. Для романа характерна
"симфонич-ность" - своеобразный ритм ведения и смены тем, возвращения к
множеству намеченных мотивов. Роман завоевал мировое признание. В 1929
М. была присуждена Нобелевская премия.
Во 2-й пол. 20-х гг. М. активно выступает
как критик и публицист. Преодолев консервативные взгляды, выраженные в
кн. "Размышления аполитичного" (1918), он борется против возрастающей опасности
гитлеризма (статьи "Немецкая речь. Обращение к разуму", 1930, и др.). Антифаш.
идеями проникнута новелла "Марио и волшебник" (1930), а также историч.
тетралогия на библейскую тему- "Иосиф и его братья" (1933-43, рус. пер.,
т. 1-2, 1968). Гуманизируя миф и показывая его конкретные социально-историч.
истоки, М. выступил здесь против характерных для фашизма попыток возвеличить
миф и вообще интуитивный иррационализм за счёт рационального человеческого
мышления.
Т. Манн. "Маленький господин Фридеман"
(1898). Обложка.
Переход к широкому изображению историч.
и совр. действительности и выдвижение масштабных, репрезентативных героев
позволили М. более непосредственно и полно выразить существенную проблематику
эпохи.
С 1933, после прихода к власти нацистов,
М. жил в эмиграции в Швейцарии, с 1938 в США. Гуманистич. заветы классич.
нем. лит-ры, противопоставленные фаш. варварству, утверждаются в романе
об И. В. Гёте "Лотта в Веймаре" (1939) - итоге многолетних раздумий М.
над творчеством Гёте. В романе глубоко трактуется соотношение между иск-вом
и действительностью, между гениальным художником и окружающей его средой.
Т. Манн. "Фамарь". Илл. Г. Бэмера
(1956).
В 1943 М. начал работу над романом "Доктор
Фаустус" (1947) - самым значит, произв. последнего периода. Это роман о
духовных истоках всего отсталого и реакционного, что привело к возникновению
герм, фашизма,- вообще о глубоком кризисе капиталистич. мира и его культуры.
В романе ощущается сильное влияние Ф. М. Достоевского. Последние годы жизни
М. провёл в Швейцарии, в Цюрихе. В 1955, во время шил-леровских юбилейных
торжеств, М. выступал с речами в ГДР и ФРГ. 80-летие писателя в июне 1955
отмечалось во всём мире.
Художеств, наследие М. остаётся в центре
мировой лит. жизни. Он классик романа 20 в., сумевший раздвинуть рамки
жанра и насытить его новым социально-филос. содержанием. Используя традиц.
формы романа, М. углублял и преображал их. М. придал повествованию особую
гармоническую многослойность, синтезируя авторскую речь и речь персонажей,
современность и прошлое, различные пласты действительности, различные формы
её восприятия, наконец, конкретность изображения и филос. глубину проблематики.
В России М. становится широко известен с 1910, когда на рус. яз. начали
издавать его первое собр. соч.
С о ч.: Gesammelte Werke (in Einzelausgaben),
Bd 1 - 14, В.- W., 1922 - 37; Stockholmer Gesamtausgabe der Werke, Bd 1-15,
Stockh.- Amst.- W.- Fr./M., 1938-58; Gesammelte Werke, Bd 1-12, В., 1955;
Briefe, 1889 - 1936, Fr./M., 1961; Briefe, 1937 - 1947, В.- Weimar, 1965;
Briefe, 1948-1955, Fr./M., 1965; Autobiographisches.- Das letzte Jahr.
Bericht iiber meinen Vater. Von Erika Mann, Fr./M., 1968; в рус. пер.-
Собр. соч., вступ. ст. Б. Л. Сучкова, т. 1 - 10, М., 1959-61.
Лит.: Адмони В. Г., Сильман Т. И.,
Томас Манн. Очерк творчества, Л., 1960; Днепров В., Черты романа XX века,
М.- Л., 1965; Вильмонт Н., Великие спутники, М., 1966; Сучков Б., Лики
времени, М., 1969; Русакова А. В., Томас Манн в поисках нового гуманизма,
Л., 1969; Ап т С., Томас Манн, М., 1972; Языковый стиль Томаса Манна, Сб.,
под ред. Т. И. Сильман. ч. 1 - 2, Л., 1973; Моты лева Т., Достояние современного
реализма, М., 1973; Томас Манн. Библиографич. указатель, М., 1956; Наvenstein
М., Thomas Mann, der Dichter und Schriftsteller, В., 1927; Lukacs G., Thomas
Mann, В., 1949; Mann E., Das letzte Jahr, Fr./M., 1956; Diersen I., Untersuchungen
zu Thomas Mann, [3 Aufl.], В., 1960; Hilscher E., Th. Mann, Leben und Werk,
В., 1965; Das Th. Mann-Buch, Fr./M.- Hamb., 1965; В u r g i n H. und М
а у е r H. O., Th. Mann. Eine Chronik seines Lebens, Fr./M., 1965; Berendsohn
W. A., Thomas Mann - Kflnstler und Kampfer in bewegter Zeit, Ltibeck, 1965;
Hermsdorf K., Thomas Manns Schelme, В., [1968]; Matter H., Literatur liber
Thomas Mann, B. - Weimar, 1972. Т.Н. Сильман, В.Г. Адмони.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я