МАНТЕНЬЯ

МАНТЕНЬЯ (Mantegna) Андреа (1431,
Изола-ди-Картуро, Венето,- 13. 9. 1506, Мантуя), итальянский живописец
и гравёр Раннего Возрождения. Представитель падуанской школы. Учился
у своего приёмного отца Ф. Скварчоне в Падуе [1441(?)-1448]. Испытал влияние
Донателло,
Андреа
дель Кастаньо и венецианской живописи. Огромное значение для формирования
иск-ва М. имело изучение им др.-рим. скульптуры и архит. декора, увлечение
археологией и эпиграфикой. М. вносил в религ. композиции героич. мироощущение,
проникнутое пафосом утверждения силы и достоинства человеческой личности.
Уже в росписях капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе (1449-55; илл.
см. т. 11, стр. 34; в 1944 почти полностью погибли) проявляется приверженность
М. к жёсткой, архитектоничной композиции, сильным ракурсам. В этом и последующих
произв. М. (триптих для церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 1457-59, хранится
там же, отд. части-в Лувре, Париж, и Музее изящных иск-в, Тур) складывается
его характерная живописная манера, в к-рой краски, отливающие металлич.
блеском, уподобляются драгоценным эмалям. В пейзажных фонах, где доминируют
кристаллич. скалистые образования, М. и в окружающей среде выявляет героич.
начало. С 1460 М. живёт в Мантуе, при дворе Лодовико Гонзага. В росписях
Камеры дельи Спози в замке Сан-Джорджо (1474) М. осуществляет синтез архитектуры
(реальной и нарисованной) и живописи, добиваясь визуально-пространственного
единства интерьера в целом; иллюзионистич. эффекты росписи (имитация круглого
окна в потолке) предвосхищают аналогичные поиски Корреджо. Суровым
духом рим. античности проникнута серия монохромных картонов с "Триумфом
Цезаря" (1485-88, 1490-92, Хэмптон-корт, Лондон; илл. см. т. 10, стр. 568).
К поздним произв. М. принадлежат: аллегорико-мифологич. композиции для
кабинета Изабеллы д'Эсте ("Парнас", 1497, Лувр, Париж, и др.), цикл монохромных
картин ("Самсон и Далила", 1500-е гг., Нац. гал., Лондон, и др.). Графин,
работы М. (7 гравюр на меди: "Битва морских божеств", илл. см. т. 7, табл.
XI, стр. 208-209, № 2, и др.) почти не уступают его живописи по монументальности
образов; чеканная пластичность форм сочетается в них с нежностью штриховой
моделировки.
Мантенья. "Мёртвый Христос". Ок.
1500. Пинакотека Брера. Милан.

Мантенья. "Юдифь". Тушь, перо, кисть.1491.
Галерея Уффици. Флоренция.



Лит.: Знамеровская Т. П., Андреа
Мантенья, Л., 1961; Лазарев В. Н., Мантенья, в его кн.: Старые итальянские
мастера, М., 1972, с. 201-270; К г i s t e 1 1 е r P., A. Mantegna, В.-
Lpz., 1902; F i о с с о G., Mantegna, Mil., 1937; Т i e t z e С о n r a
t E., Mantegna, L., 1955; Р а с с а-g n i n i G., Andrea Mantegna, Mil.,
1961.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я