МАНХЕЙМ

МАНХЕЙМ (Mannheim) Карл (27.3. 1893,
Будапешт, - 9.1.1947, Лондон), немецкий социолог. Проф. Франкфуртского
ун-та (1930). В 1933 эмигрировал в Великобританию; доцент (1933) и проф.
(1945) Лондонского ун-та (Высшей школы экономич. наук).


М. пытался создать последоват. концепцию,
объясняющую природу социального знания и специфику отражения социальной
действительности; заимствовал у К. Маркса положения о зависимости обществ,
сознания от обществ, бытия, идеологии от экономич. отношений, однако интерпретировал
их вульгарно-идеалистически. Он полагал, что взгляды различных социальных
групп продиктованы лишь их экономич. заинтересованностью и пр. эгоистич.
соображениями. Отвергая к.-л. объективный критерий истинности в познании
обществ, явлений, М. пришёл к позиции историч. релятивизма. Называя свою
точку зрения "реляционизмом", М. изображал историю обществ, мысли как столкновение
классово-субъективных миросозерцании, каждое из к-рых является "частичной
идеологией", т. е. заведомо искажённым отражением социальной действительности,
а все в совокупности - "тотальной (общей) идеологией". Согласно М., любая
идеология представляет собой апологию существующего строя, взгляды класса,
заинтересованного в сохранении статус-кво, к-рым противостоит столь же
необъективная и пристрастная утопия, или взгляды оппозиционных обездоленных
слоев населения. В случае прихода последних к власти утопия, по М., автоматически
превращается в идеологию, и т. д. В конечном итоге концепция М. подменяет
подлинно классовое сознание партикулярными интересами проф. слоев, поколений
и т. п., среди к-рых он выделяет творческую интеллигенцию, как якобы стоящую
вне классов и единственно способную к беспристрастному познанию общества,
причём лишь потенциально. Именно с интеллигенцией М. связывал надежды на
сохранение бурж. демократии в условиях т. н. классового общества, подверженного
социальной демагогии и опасности установления тоталитарной, фашистской
диктатуры. Считая неизбежными социальную стратификацию и существование
т. н. "демократической элиты", М. особое внимание в этой связи уделял проблемам
подготовки личности (воспитание и образование) к исполнению предназначенной
ей социальной роли и интеграции в бурж.-демократич. системе управления
обществом. Старый экономич. либерализм, по М., исчерпал свои возможности,
и поэтому он призывал к расширению вмешательства бурж. гос-ва в экономику
и др. сферы обществ, деятельности. Взгляды М. оказали серьёзное влияние
на бурж. социологию, в частности служили обоснованием концепции "деидеологизации"
обществ, наук.


Соч.: Ideologic und Utopie, L., 1929; Diagnosis
of our time: wartime essays of a sociologist, L., 1943; Essays on sociology
and social psychology, L., 1953; Essays on the sociology of knowledge,
N. Y., 1952; Freedom, power and democratic planning, N. Y., 1950; Essays
of the sociology of culture, L., 1956; Systematic sociology, L., 1959;
Man and society in an age of reconstruction, N. Y., 1967.


Лит.: Ш а ф ф А., "Социология знания"
Мангейма и проблема объективной истины, "Вопросы философии", 1956, № 4;
Г р и г о р ь я н Р. Г., Критика "социологии знания" Карла Мангейма, в
сб.: Проблемы познания социальных явлений, М., 1968; Москвичей Л. Н., Теория
"деидеологизации": иллюзии и действительность, М., 1971; Mills С. W., Power,
politics and people. The collected essays, N. Y., 1963: Merton R. K., Social
theory and social structure, N. Y., 1968; Friedrichs R. W., A sociology
of sociology, N. Y., 1970. Э. А. Араб-оглы.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я