МАНЬЕРИЗМ
(итал. manierismo, от
maniera - манера, стиль), течение в европейском искусстве 16 в., отражающее
кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения. Основным эстетич.
критерием М. становится не следование природе, а субъективная "внутр. идея"
художеств, образа, рождающаяся в душе художника. Используя в качестве стилистич.
нормативов произв. Микеланджело, Рафаэля и др. мастеров Возрождения, маньеристы
искажали заложенное в них гармонич. начало, культивируя представления об
эфемерности мира и шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти
иррациональных сил. В элитарном, ориентирующемся на знатока искусстве М.
возродились и отд. черты ср.-век., придворно-рыцарской культуры. Ярче всего
М. проявился в иск-ве Италии. Творчество ранних маньеристов (Понтормо,
Россо Фьорентино, Беккафуми, Пармиджанино), выступивших в 20-х гг. 16 в.,
проникнуто трагизмом и мистич. экзальтацией; произв. этих мастеров отличаются
острыми колори-стич. и светотеневыми диссонансами, усложнённостью и преувеличенной
экспрессивностью поз и мотивов движения, удлинённостью пропорций фигур,
виртуозным рисунком, где линия, очерчивающая объём, обретает самостоятельное
значение. В маньеристич. портрете (Бронзино и др.), открывающем новые пути
в развитии этого жанра, аристократическая замкнутость персонажей сочетается
с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к модели.
Своеобразный вклад в эволюцию М. внесли ученики Рафаэля (Джулио Романо,
Перино дель Вага и др.), в монументально-декоративных циклах к-рых преобладали
атектоничные, насыщенные гротескной орнаментикой решения. С 1540-х гг.
М. превращается в господствующее направление в придворном иск-ве; живопись
этого периода отмечена холодной, "академич." официальностью, педантич.
аллегоризмом и принципиальным эклектизмом художественной манеры (Дж. Вазари,
Ф. Цуккари, Дж. П. Ломаццо). Для скульптуры М. (Б. Амманати, Б. Челлини,
Джамболонья, Б. Бан-динелли) характерны стилизация человеческой фигуры,
измельчённость формы, а также смелое решение проблем абсолютно круглой
статуи. В архитектуре М. (Б. Амманати, Б. Буонталенти, Дж. Вазари, П. Лигорио,
Джулио Рома-но) гуманистич. ясность образа вытесняется стремлением к сценическим
эффектам, к эстетизации декора и подчёркиванию экстравагантной детали.
Деятельность итал. мастеров М. за пределами своей страны (Россо Фьорентино,
Никколо дель Аббате, Приматиччо во Франции, В. Кардучо в Испании, Дж. Арчимбольдо
в Чехии), а также широкое распространение маньеристич. (в т. ч. архитектурно-орнаментальной)
графики способствовали превращению М. в общеевроп. явление. Принципы М.
определили творчество представителей 1-й школы Фонтенбло (Ж. Кузен Старший,
Ж. Кузен Младший, А. Карон), немца X. фон Ахена, нидерл. мастеров А. Блумарта,
А. и X. Вредеман де Врис, X. Голциуса, К. ван Мандера, Б. Спрангера, Ф.
Флориса, Корнелиса ван Харлема. Выступление в Италии, с одной стороны,
академистов болонской школы, с другой - Караваджо ознаменовало
конец М. и утверждение барокко. В совр. зап. искусствознании сильны
тенденции к неоправданному расширению понятия "М.", к включению в него
мастеров или шедших своим, особым путём, или лишь испытавших отд. маньеристические
влияния (Тинторетто, Эль Греко, Л. Лотто, П. Брейгель Старший).
Ф. Ц у к к а р и. Палаццетто Цуккари
в Риме. 1593. Портал.
П. Л и г о р и о. Фонтан "Орган"
на вилле д'Эсте в Тиволи (между 1550 и 1572).
Лит.: Виппер Б. Р., Борьба течений
в итальянском искусстве 16 века..., М., 1956; Ротенберг Е. И., Искусство
Италии 16 века, [М., 1967); Briganti G., Der italienische Manierismus,
Lpz., 1962; Manierismo. Barocco. Rococo: concetti e termini, Roma, 1962;
Studies in western art, v. 2, (The Renaissance and mannerism), Princeton,
1963; Rousquet J., La peinture manie-riste, [Neuchatel], 1964; Hauser A.,
Der Manierismus, Munch., 1964; Tafuri M., L'architettura del manierismo
nel Cinquecento europeo, Roma, 1966; The meaning of mannerism, Hannover
(New England), 1972. М. Н. Соколов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я