МАРАТХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
литература
народов маратхи (Юго-Зап, Индия, штат Махараштра) на языке маратхи.
Её
становление тесно связано с религ.-реформатскими движениями 11-12 вв.,
идеологи к-рых отказались от санскрита и обратились к живым народным
языкам. Ранние поэты М. л, опирались преим. на др.-инд. эпос (см.
Индия,
раздел
Литература) и пользовались нар. поэтич. формами а б х а н г (для коротких
лирико-религ. стихов) и ови (для эпич. произв.). Разрабатывались и прозаические
жанры. Крупнейшими представителями ср.-век. М. л. были поэты Мукундараджа
(1128-98), Дняннешвар (1271-96), Намдев (1270- 1350), Экнатх (1533-99),
Тукарам (1608-49), Рамдас (1608-81) и др. С 17 в. М. л. обогатилась такими
формами нар.-поэтич. творчества, как п о в а д а (героич. баллады) и л
а в и н и (любовная лирика), создателями к-рых были поэты - выходцы из
низших каст. Возникла также брахманско-аристократич. "учёная поэзия", представители
к-рой (Ваман, Моропант и др.) разрабатывали темы и сюжеты мифологии и эпоса
и во многом следовали нормам санскритской поэтики.
В 1-й пол. 19 в. в маратхских княжествах
утвердилось англ, колон, господство. Знакомство маратхской интеллигенции
с европ. бурж. философией и лит-рой, а также развитие в Индии бурж. отношений
способствовали обновлению М. л., развитию просветительских тенденций. Её
ведущими жанрами стали социально-бытовой и историч. роман и бытовая и политическая
(на мифологич. сюжеты) драма. В кон. 19 в. появляется жанр рассказа; поэзия
насыщается политич. содержанием. Протестом против феод, обычаев и институтов
(а с кон. 19- нач. 20 вв. и против англ, колон, гнёта) были проникнуты
публицистика В. Брахмачари (1825-70), Дж. Пхуле (1827-90), Г. Агаркара
(1856-95), выдающегося инд. демократа Б. Тилака (1856-1920) и художеств,
творчество прозаика X. Н. Апте (1864-1919), поэтов Кешавсута (К. К. Дамле;
1866-1905), Н. М. Гупте (1872-1947), драматургов Г. Б. Девала (1854-1916),
К. П. Кхадилкара (1872-1948) и др.
Поэзия 1920-х гг. представлена романтич.
школой "Солнечный луч": М. Дж. Патвардхан (1894 - 1939), Ш. К. Канеткар
(р. 1893), И. Пендхаркар (р. 1899). Подъём в Индии нац.-освободит, движения
в 30-40-х гг. способствовал усилению в прозе реалистич. тенденций [романы
М. Дешпанде (р. 1899), Н. Пхадке (р. 1894), В. Кхандекара (р. 1898)], возникновению
революц.-патриотич. поэзии [А. Дешпанде (р. 1901), В. Шир-вадкар (р. 1912),
В. Кант (р. 1913)]. Мн. писатели обращаются к изображению крестьян и рабочих,
борющихся за свои права: Б. В. Вареркар (1883-1965), Г. Т. Мадкхолкар (р.
1899), В. В. Хадап (1900-66).
М. л. независимой Индии характеризуется
переплетением различных направлений и стилей, интересом к социальным и
нравств. проблемам, антибурж. тенденциями. В неё влилась большая группа
прозаиков (Ш. Пендсе, В. Мудгулкар, Дж. Далви), поэтов (Ш. Муктибодх, В.
Карандикар, В. Бапат), драматургов (П. Дешпанде, В. Тендулкар). Большую
роль в развитии и обновлении М. л. играют журналы "Абхиручи" и "Сатьякатха".
Лит.: История индийских литератур,
пер. с англ., М., 1964; Ламшуков В. К., Маратхская литература, М., 1970
(имеется библ.); Бхаве В. Л., Махараштра сарасват, т. 1-2, Пуна, 1924;
Ш а р с о д е К., Маратхи сахитйа ка итихас, Аллахабад, 1956; Дешпанде
А. Н., Адхуник маратхи вангмайаца итихас, т. 1-2, Пуна, 1954-58; Дзоши
П. Н., Маратхи сахитиатил мадхурабхакти, Пуна, 1959. В. К. Ламшуков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я