МАРКС
(Marx) Карл (5.5.1818, Трир,-
14.3.1883, Лондон), основоположник научного коммунизма, учитель и вождь
международного пролетариата. Учение М. раскрыло законы общественного развития
и указало человечеству путь к коммунистич. обновлению мира. В личности
М. слились черты гениального мыслителя, осуществившего революционный переворот
в обществ, науках, и несгибаемого революц. борца, способствовавшего превращению
рабочего движения в могучую силу обществ, прогресса.
Благодаря влиянию отца, трирского адвоката
Генриха Маркса, а также друга семьи Л. фон Вестфалена, М. ещё в
школьные годы усвоил идеи франц. и нем. Просвещения. С осени 1835 М.- студент
Боннского, а с окт. 1836 - Берлинского ун-тов, где изучал право, историю,
философию, теорию искусства. С 1837 он стал приверженцем философии Гегеля,
прежде всего гегелевской диалектики, и сблизился с младогегельянцами, к-рые
делали из гегелевского учения радикальные атеистич. и политич. выводы.
В апр. 1841 М. была присвоена степень доктора философии за сочинение "Различие
между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура". Но уже в этой
работе М., оставаясь ещё идеалистом, гегельянцем, проявил некоторую независимость
от взглядов Гегеля: признание антич. философов-материалистов, боевой атеизм,
провозглашение принципа активного отношения философии к жизни. Большое
влияние на М. оказали произведения Фейербаха, способствовавшие переходу
его в дальнейшем на материалистич. позиции. Однако М. вскоре осознал и
нек-рые слабые стороны фейербахианства: созерцательность, недооценку значения
политич. борьбы.
В активной политич. и публицистич. деятельности
М. увидел средство практического осуществления идеалов передовой философии.
В статье "Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции" (написана в
февр. 1842) М. подверг резкой критике не только полицейские меры против
оппозиц. печати, но и всю прусскую правительств, систему. Ещё более радикальный
характер приобрели выступления М. на страницах "Рейнской газеты" ("Rheinische
Zeitung"), издававшейся в Кёльне оппозиционными кругами прусской буржуазии.
В мае 1842 М. опубликовал здесь первую статью, а с 15 окт. стал одним из
редакторов газеты. Благодаря организаторскому таланту, огромной энергии
и литературному дарованию М. газета превратилась в рупор революц.-демократич.
идей, в провозвестника борьбы против сослов-но-абсолютистского строя, против
политич. и идеологич. реакции. В статьях "Дебаты шестого рейнского ландтага",
"Оправдание мозельского корреспондента" М. выступил как защитник интересов
политически и социально обездоленной массы. В статье "Коммунизм и аугсбургская
„Allgemeine Zeitung"" он обратил внимание на связь между борьбой пролетариата
в Великобритании и Франции и распространением коммунистических идей. Желание
лучше понять положение трудящихся масс побудило М. заняться исследованием
сферы материальных отношений. Решительной критике подверг М. либеральную
половинчатость, осудив также псевдореволюц. фразёрство анархиствующей ультрарадикальной
группы младогегельянцев, так называемых "Свободных". Революционная линия
"Рейн-скай газеты" вызвала усиление цензурного надзора, а затем и указ
о её закрытии с 1 апреля 1843. 17 марта М. покинул пост редактора.
Май - окт. 1843 М. провёл в Крейц-нахе.
19 июня он женился на Женни фон Вестфален, ставшей ему верным помощником
в трудах и борьбе. В рукописи "К критике гегелевской философии права" (впервые
опубликована в СССР в 1927) М. не только противопоставил гегелевской апологии
прусской монархии и бюрократии, его умеренному конституционализму принцип
демократии, но и подверг пересмотру идеалистич. основы философии Гегеля.
М. пришёл к выводу, что не государство определяет гражданское общество,
т. е. сферу материальных интересов, а наоборот, это последнее обусловливает
характер политич. строя. Важную роль в формировании материалистич. взглядов
на обществ, жизнь сыграли занятия М. всемирной историей (Крейцнахские тетради
с выписками).
В окт. 1843 М. переехал в Париж с целью
издания общественно-политич. журнала. Его жизненный опыт обогатился непосредственным
знакомством с революц. традициями франц. пролетариата, с рабочими организациями,
демократич. и социалистич. кругами, в том числе и с русскими эмигрантами.
Анализ утопич. социалистич. и коммунистич. учений (произведения А. Сен-Симона,
Ш. Фурье, Г. Бабёфа, Т. Дезами, Э. Кабе, позднее - Р. Оуэна) позволил М.
выделить содержащиеся в них рациональные элементы, отбросив всё незрелое
и фантастическое. В февр. 1844 вышел единственный (двойной) номер журнала
"Немецко-французский ежегодник" ("Deutsch-Franzosische Jahrbucher").
В статьях "К еврейскому вопросу", "К критике гегелевской философии права.
Введение" М. в несовершенной ещё тер-минологич. форме, отразившей влияние
фейербахианства, доказывал, что коммунистич. преобразование общества является
единственным реальным путём преодоления ограниченности бурж. революции
и освобождения человека от социальных, национальных и др. оков. Важнейшей
вехой в превращении социализма из утопии в науку было выдвижение М. положений
о пролетариате как общественной силе, способной осуществить это преобразование,
и о передовой теории как духовном оружии пролетариата. Статьи в "Немецко-французском
ежегоднике" ознаменовали собой окончательный переход М. от идеализма к
материализму и от революционного демократизма к коммунизму. Отныне М. действует
как пролетарский революционер, идеолог рабочего класса, "...апеллирующий
к массам и к пролетариат у" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т.
26, с. 48).
В Париже М. была сделана первая попытка
критически рассмотреть в свете сложившихся у него материалистич. и коммунистич.
взглядов экономич. основы бурж. общества. Убедившись ещё в 1843, что "анатомию
гражданского общества следует искать в политической экономии", М. занялся
ее изучением. Продолжал М. и свои историч. исследования, в частности изучение
Великой франц. революции. В понимании роли классовой борьбы М. пошёл значительно
дальше франц. историков О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье, не сумевших увидеть
экономич. корни происхождения классов и подлинный характер классовых антагонизмов
капитализма. Определилось в общих чертах и отношение М. к классикам англ,
политич. экономии А. Смиту и Д. Рикардо. Высоко оценив их учение, М. уяснил
и присущую им ограниченность - толкование исторически преходящих бурж.
отношений как якобы вечных. Результаты своих исследований М. изложил в
"Экономическо-философских рукописях 1844 года" [впервые опубликованы Ин-том
марксизма-ленинизма (ИМЛ) на рус. яз. частично в 1927 и полностью в 1956,
на яз. оригинала в 1932]. М. вскрыл здесь антагонистич. характер экономич.
структуры капиталистич. общества. В первоначальной, зародышевой форме М.
наметил пути выяснения характера присвоения буржуазией продукта труда наёмных
рабочих. Положение трудящихся в эксплуататорском обществе М. выразил посредством
категории "отчуждённый труд", показав, что при господстве частной собственности
условия, орудия и результаты труда выступают по отношению к работнику как
некая чуждая и закабаляющая его сила. Для уничтожения частной собственности
и создания общества, в к-ром будет ликвидировано отчуждение труда и возобладают
подлинно гуманистич. начала, требуется, подчёркивал М.,"... действ и-тельное
коммунистическое действие..." (М а р к с К. и ЭнгельсФ., Из ранних произведений,
1956, с. 606), т. е. пролетарская революция.
Публицистич. деятельность М. продолжал
на страницах нем. эмигрантской газеты "Форвертс!" ("Vorwarts!"). Происходившее
в июне 1844 Силезское восстание ткачей М. оценил как признак пробуждения
у рабочих сознания своей классовой противоположности капиталистам. К сотрудничеству
в "Форвертс!" М. привлёк и остановившегося в Париже в конце авг. 1844 проездом
из Великобритании в Германию Ф. Энгельсе, с к-рым ещё раньше вступил в
переписку. Парижская встреча, обнаружившая полное единство взглядов Маркса
и Энгельса, положила начало отношениям, к-рые, по словам В. И. Ленина,
превзошли "...все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе"
(Поли. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 12). Первым плодом содружества М. и
Энгельса была совместная работа "Святое семейство, или Критика критической
критики" (большая часть книги написана М.), опубл. в феврале 1845. Направленное
против младогегельянцев, Б. и Э. Бауэров и др., это произведение явилось
боевым выступлением в защиту формирующегося научного пролетарского мировоззрения.
М. и Энгельс раскрыли в нём несостоятельность идеалистич. философии, прежде
всего субъективного идеализма младогегельянцев, показали значение борьбы
материализма с идеализмом в процессе развития философской мысли, обосновали
необходимость соединения материализма с диалектикой. Дальнейший шаг был
сделан и в разработке материалистич. концепции обществ, развития - из определяющей
его совокупности материальных отношений было выделено главное звено: обществ,
производство. В противовес младогегельянцам, противопоставлявшим "критически
мыслящие личности" "инертной массе", М. показал решающую роль народных
масс в истории, подчеркнув возрастание этой роли в революц. эпохи. Развивая
мысль об историч. роли рабочего класса, М. и Энгельс доказали, что пролетариат
осуществляет революц. преобразование общества в интересах всех трудящихся.
В янв. 1845 французские власти, действуя
в сговоре с прусским правительством, распорядились о высылке редакторов
и сотрудников "Форвертс!". 3 февраля М. выехал в Брюссель, где провёл три
года. В апр. 1845 туда же приехал Энгельс. В задуманном новом труде они
предполагали противопоставить свои диалектико-материалистические взгляды
не только идеалистич. течениям (бр. Бауэр, М. Штирнер и др.), но и созерцательному,
остававшемуся в толковании общественных явлений на идеалистич. позициях
фейербахианскому материализму. Ряд идей этого труда М. сформулировал в
"Тезисах о Фейербахе", подчеркнув в них решающее значение практики как
в жизни общества, так и в процессе познания (практика - критерий истины).
Общий революц. характер нового мировоззрения М. выразил в заключительном
тезисе: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается
в том, чтобы изменить его" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3,
с. 4). К написанию труда с критикой немецких идеологов М. и Энгельс приступили
в нояб. 1845, не оставляя др. научных занятий. Однако многие начатые работы,
в частности статью с критикой взглядов нем. экономиста Ф. Листа (набросок
её опубл. ИМ Л в 1971), М. не удалось довести до печати. Неудачу потерпели
и попытки издать законченную в основном в апр. 1846 рукопись двухтомной
"Немецкой идеологии" (целиком была опубл. в СССР в 1932). Однако главная
цель М. и Энгельса - уяснение вопроса для самих себя - была достигнута.
В "Немецкой идеологии" впервые было дано
развёрнутое изложение материалистич. понимания истории как сложившейся
и цельной концепции. Вскрыв диалектику взаимодействия производительных
сил и производственных отношений (они фигурируют ещё под термином "формы
общения"), показав неизбежность конфликта между устаревшими производств,
отношениями и развившимися производит, силами, М. и Энгельс выяснили законы,
обусловливающие революц. смену одного способа производства другим, более
прогрессивным, и соответствующие изменения во всей политич. структуре общества
и формах обществ, сознания. Историч. материализм М. и Энгельса, покончивший
с хаосом и произволом во взглядах на историю и на политику, В. И. Ленин
называл "величайшим завоеванием научной мысли..." (Поли, собр. соч., 5
изд., т. 23, с. 44). Вскрыв закономерность перехода от устаревшей обществ,
формы (позднее М. ввёл термин "общественная формация") к более прогрессивной,
М. и Энгельс обосновали историч. неизбежность установления коммунистич.
строя. В неразвёрнутом ещё виде была высказана мысль о завоевании рабочим
классом политич. власти как условии достижения коммунизма (первоначальная
формулировка идеи диктатуры пролетариата).
Вокруг нового идейного знамени М. стремился
сплотить передовые элементы пролетариата, добиваясь преодоления незрелых
сторон существующих рабочих орг-ций - чартистской партии, "Союза справедливых*,
объединявшего нем. рабочих и ремесленников, и др. В нач. 1846 М. создал
с этой целью Брюссельский Коммунистический корреспондентский комитет,
поддерживавший связи с корреспондентскими комитетами и группами в Великобритании,
Франции, Германии. Решительную борьбу пришлось вести М. с представителями
различных течений мелкобурж. социализма. В "Циркуляре против Криге" и др.
работах (в том числе и во 2-м томе "Немецкой идеологии")
М. и Энгельс разоблачили мещанский характер
немецкого "истинного социализма". В мае 1846 произошёл разрыв М.
с идеологом утопич. уравнительного коммунизма В. Вейтлингом. Против социал-реформистских
тенденций прудонизма была направлена вышедшая летом 1847 книга М.
"Нищета философии. Ответ на ,,Философию нищеты" г-на Прудона". Эту книгу
В. И. Ленин считал одним из первых произведений зрелого марксизма. Показав
несостоятельность философских и экономич. взглядов Прудона, М. изложил
основные принципы материалистич. понимания истории и выдвинул ряд положений,
составивших методологич. и теоретич. предпосылки для разработки политич.
экономии пролетариата: об исторически преходящем характере капиталистич.
способа производства, об эксплуататорской сущности отношений между трудом
и капиталом, об углублении противоречий капитализма, о социальных последствиях
развития крупной промышленности - формировании пролетариата. Закладывая
тактич. основы пролетарского движения, М. показал значение профессиональных
союзов, стачечной борьбы, необходимость политич. действий рабочего класса,
приобретения им классового сознания.
В нач. 1847 руководители "Союза справедливых"
обратились к М. и Энгельсу с предложением о реорганизации союза. В июне
1847 в Лондоне при участии Энгельса состоялся 1-й конгресс, положивший
начало первой междунар. партии пролетариата - Союзу коммунистов. М.
возглавил Брюссельский окружной комитет Союза и основал легальное Немецкое
рабочее общество для открытой пропаганды коммунистич. идей (прочитанные
им здесь лекции о наёмном труде и капитале были опубликованы позднее, в
1849). Сотрудничая в эмигрантской "Немецко-брюссельской газете" ("Deutsche
Brusseler Zeitung"), M. и Энгельс давали на её страницах отпор противникам
коммунизма (полемика с нем. радикалом Гейнценом), вырабатывали тактику
пролетариата в надвигавшихся ре-волюц. событиях. Добиваясь объединения
пролетарских и демократич. сил, М. участвовал в деятельности Брюссельской
демократической ассоциации. В кон. ноября - нач. декабря 1847 на 2-м
конгрессе Союза коммунистов в Лондоне М. и Энгельсу было поручено составить
программу союза. Написанный М. и Энгельсом "Манифест Коммунистической
партии", вышедший в свет в февр. 1848, явился первым программным документом
научного коммунизма. "В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью
обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий
и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое
учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной
роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества" (Ленин В.
И., там же, т. 26, с. 48). В "Манифесте" обоснованы идея о диктатуре пролетариата
как орудии коммунистич. преобразования общества (сам термин "диктатура
пролетариата" был введён М. позднее), положение о необходимости создания
пролетарской партии-боевого авангарда рабочего класса. Идея пролетарского
интернационализма была выражена в призыве: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".
Революция 1848-49 явилась первой историч.
проверкой марксизма. Высланный 4 марта 1848 из Бельгии, М. переехал в Париж.
В Париже М. сформировал новый ЦК Союза коммунистов, основал клуб немецких
рабочих с целью возвращения нем. эмигрантов на родину, решительно выступив
против авантюристич. затеи мелкобурж. элементов, формировавших легион для
вторжения в Германию. Мартовские революц. события в Центральной Европе
побудили М. и Энгельса разработать платформу Союза коммунистов в форме
"Требований Коммунистической партии в Германии".
В нач. апреля М. выехал в Германию и И
мая прибыл в Кёльн. С 1 июня 1848 по 19 мая 1849 здесь под редакцией М.
выходила ежедневная "Новая Рейнская газета", ставшая боевым органом
пролетарского крыла революц. демократии. Работая редактором этой газеты,
М. проявил выдающиеся дарования революц. трибуна, стратега и тактика. Возглавлявшаяся
М. редакция газеты (в неё входили Энгельс, В. Вольф, Г. Веерт, Ф. Фрей-лиграт,
Э. Дронке и др.) была подлинным штабом революц. массового движения.
Газета проводила линию М. на углубление революции, на вовлечение в революц.
борьбу широких масс пролетариата и крестьянства, на последовательную защиту
интересов всего народа и особых классовых интересов пролетариата. Условием
победы М. считал установление революц. диктатуры народа. М. беспощадно
обличал контрреволюц. происки феодально-монархич. сил Пруссии и др. гос-в.
Огромную угрозу для революции он видел в трусливой соглашательской политике
либеральной буржуазии. Выступая за союз с демократами, М. критиковал непоследовательность
и колебания представителей мелкобуржуазной демократии. М. призывал к поддержке
национально-освободит. движений угнетённых народов (поляков, венгров, итальянцев).
В статье "Июньская революция" М. показал всемирно-историческое значение
Июньского восстания 1848 парижских пролетариев.
Редакция "Новой Рейнской газеты" играла
роль политич. центра, направлявшего деятельность Союза коммунистов. М.
ориентировал членов Союза на активное участие в массовых демократич. и
рабочих opr-циях. Сам М. входил в руководство кёльнского Демократического
общества, в Рейнский окружной комитет демократов, с окт. 1848 по февр.
1849 был пред. Кёльнского рабочего союза. Решительную борьбу вёл
М. против "левых" сектантских элементов (А. Готшальк и др.), осуждая в
то же время и реформистские тенденции (С. Борн). Весной 1849 М. предпринял
шаги к объединению рабочих союзов в массовую пролетарскую партию. Однако
наступление реакции сорвало эти планы.
Прусские власти неоднократно пытались возбудить
судебное преследование против М. В мае 1849 в разгар революц. борьбы в
Рейнской Пруссии и Юго-Западной Германии прусское пр-во добилось прекращения
выпуска газеты. После тщетных попыток уговорить руководителей южногерм.
движения действовать более решительно М. в нач. июня выехал в Париж, чтобы
установить связи с франц. демократами. 24 авг. 1849 М. вынужден был переехать
в Великобританию.
В Лондоне М. осуществил реорганизацию Союза
коммунистов, воссоздал ЦК, укрепил контакты с левыми чартистами (Дж. Гарни)
и бланкистами. В 1850 М. и Энгельс издавали журнал "Новая Рейнская газета.
Политико-экономическое обозрение" ("Neue Rheinische Zeitung. Politisch-Okonomische
Revue"). В статьях, международных обзорах, рецензиях для этого журнала
они анализировали уроки революции. В серии статей, переизданных позднее
Энгельсом под заглавием "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 год",
М. обосновал положения о революциях как "локомотивах истории", о всё большем
контрреволюц. перерождении буржуазии и превращении пролетариата в ведущую
силу революц. процесса, о союзе рабочего класса с крестьянством не только
в бурж.-демократич., но и в социалистич. революции. Впервые в печати М.
употребил термин "диктатура пролетариата". Важный вывод из уроков событий
1848-49 - о непрерывной революции, в ходе к-рой возможен переход от бурж.-демократич.
преобразований к социалистическим,- содержался в написанном М. и Энгельсом
в марте 1850 "Обращении ЦК к Союзу коммунистов".
Летом 1850 М. убедился в необоснованности
надежд на новый прилив революции. Разногласия с авантюристически-сектантской
фракцией Виллиха - Шаппера привели осенью 1850 к расколу Союза коммунистов.
Против вредной "игры в революции" мелкобурж. демократов был направлен памфлет
М. и Энгельса "Великие мужи эмиграции" (лето 1852; опубл. в 1930). Анализу
бонапартистского переворота 2 декабря 1851 во Франции посвящена работа
М. "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", в к-рой был сделан вывод о необходимости
слома военно-бюрократич. гос. машины буржуазии для обеспечения победы пролетарской
революции. В условиях повсеместно утвердившейся реакции М. счёл нецелесообразным
продолжение деятельности Союза коммунистов. 17 ноября 1852 Союз был фактически
распущен. Вдохновителей полицейских и судебных репрессий, жертвами к-рых
стали члены Союза, М. заклеймил в брошюре "Разоблачения о кёльнском процессе
коммунистов" (написана в дек. 1852).
Эмигрантская жизнь принесла М. суровые
испытания. Из семи его детей выжило лишь трое дочерей - Женни, Лаура, Элеонора.
Самоотверженная помощь Энгельса, вынужденного переехать в Манчестер и начать
работать в конторе текстильной фирмы, нередко спасала семью Маркса от нищеты.
Эти годы М. вёл интенсивную переписку со своим другом, отразившую постоянный
обмен мнений по вопросам теории, политики, рабочего движения. Сосредоточив
главное внимание на разработке экономической теории, М. продолжал исследования
и в др. областях. Он сотрудничал в сохранившихся органах пролетарской печати
- чартистской "Пиплс пейпер" ("People's Paper"), эмигрантской газете в
США "Реформ" ("Reform") и в прогрессивных бурж. газетах. С авг. 1851 по
март 1862 М. был корреспондентом "Нью-Йорк дейли трибюн" ("New York Daily
Tribune"). Бурж. печать М. использовал как трибуну для обличения пороков
капиталистич. общества, для разоблачения англ, бурж.-аристократич. олигархии,
франц. бонапартизма, дворянско-монар-хич. строя Пруссии и Австрии, царского
самодержавия в России. М. откликался на все революц. события - забастовочное
движение в Великобритании, выступления против режима Второй империи во
Франции, испанскую революцию 1854-56, Индийское народное восстание 1857-59,
крестьянскую войну тайпинов в Китае. В статьях об Индии, Ирландии, Иране,
Китае М. выявил связь между борьбой против колониального рабства и освободительным
движением рабочего класса. Специальной задачей М. считал разоблачение внешней
политики господствующих классов. В памфлетах "Лорд Пальмерстон", "Разоблачения
дипломатической истории XVIII века" и в др. работах М. раскрыл коварные
приёмы и методы дипломатии эксплуататорских гос-в, преемственность между
дипломатич. традициями абсолютизма и бурж. режимов.
М. продолжал борьбу за пролетарскую партию,
стремился сохранить и воспитать кадры, вышедшие из Союза коммунистов, сберечь
его революц. наследие. В Великобритании он помогал Э. Джонсу вести борьбу
за возрождение чартистского движения на социалистич. основе. М. содействовал
попыткам бывших членов Союза коммунистов И. Вейдемейера и А. Клусса наладить
коммунистич. пропаганду в США. Он поддерживал связи с пролетарскими кругами
в Германии и др. странах.
С начала нового революц. подъёма (после
мирового экономич. кризиса 1857) деятельность М., направленная на сплочение
ядра формирующейся пролетарской партии, ещё больше усилилась. М. сумел
превратить выходившую в мае - августе 1859 эмигрантскую газету "Фольк"
("Volk") в боевой партийный орган. Ответом М. на кампанию клеветы на пролетарских
революционеров, поднятую вульгарным демократом и бонапартистом К. Фогтом,
был обличительный памфлет "Господин Фогт" (1860). Ориентация М. на революц.-демократич.
путь объединения Италии и объединения Германии обострила отношения М. с
Ф. Лассалем. Попытки Лассаля придать нем. рабочему движению сектантско-реформистское
направление привели к разрыву с ним М.
Большое значение придавал М. крестьянским
волнениям в России до и после реформы 1861 и войне против рабства негров
в США. События Гражданской войны 1861-65 в США М. освещал в своих статьях
для венской либеральной газеты "Прессе" ("Presse"), в к-рую он посылал
корреспонденции в 1861-62. В 1863 М. работал над брошюрой о Польше в связи
с польским восстанием 1863-64, но сделал лишь несколько набросков. В воззвании,
написанном от имени немецких рабочих, проживавших в Лондоне, М. показал,
что в освобождении Польши глубоко заинтересованы европейский пролетариат
и вся революц. демократия.
50-60-е годы ознаменовались величайшим
научным подвигом М.- завершением разработки нового экономич. учения. Опираясь
на достигнутые в 40-е годы результаты, М. предпринял новый грандиозный
цикл исследований. Углубилось понимание М. ограниченности бурж. политической
экономии не только в общеметодологич. вопросах, но и в трактовке важнейших
экономич. категорий (труда, товара, стоимости, денег, земельной ренты).
В 1857-58 М. был создан комплекс рукописей
(изданы ИМЛ на языке оригинала в 1939-41 и на рус. яз. целиком в 1968-69).
Главная из них, озаглавленная М. "Критика политической экономии",-первый,
ещё фрагментарный, черновой вариант будущего Капитала. Здесь уже
изложена суть важнейшего открытия М.- теории прибавочной стоимости. М.
раскрыл предпосылки образования прибавочной стоимости (новая теория стоимости,
выяснение природы товара, двойственного характера создающего его труда
и др.), механизм её получения на основе продажи и использования товара
особого рода - рабочей силы. Вскрывая экономич. противоречия капитализма,
М. дал ему глубокую характеристику как последней антагонистич. классовой
общественной формации. М. показал, что освобождение от эксплуатации невозможно
в рамках капитализма. Важны и его прогнозы об изменении характера труда
и роли свободного времени при коммунизме.
В 1858 М. приступил к подготовке своего
труда к печати. В первом выпуске работы "К критике политической экономии",
вышедшем в 1859, было систематически изложено учение о товаре (включая
проблему товарного фетишизма) и деньгах. В предисловии содержалась классическая
формулировка основ историч. материализма, составившего методологич. базис
экономич. исследований М. Подготовленная М. позднее огромная (св. 200 печатных
листов) "Экономическая рукопись 1861-63 г." представляет собой уже систематический,
хотя и черновой, набросок всех трёх томов будущего "Капитала" и единственный
вариант его историко-критической части. Дав здесь научное толкование таких
категорий, как цена производства и средняя прибыль, М. раскрыл особенности
процесса распределения общей массы прибавочной стоимости между различными
категориями капиталистов. В рукописи 1861-63 получили освещение и другие
узловые проблемы политич. экономии: производительного и непроизводительного
труда, технического прогресса, особенностей развития капитализма в земледелии,
экономич. кризисов и др. В исто-рико-критич. части - "Теориях прибавочной
стоимости" (первое научное издание их как 4-го тома "Капитала", устранившее
недостатки издания Каутского 1905-10, было осуществлено в СССР в 1954-61)
прослежена история бурж. политич. экономии, показаны социальные и гносеологич.
корни процесса её вульгаризации эпигонами классич. школы.
В ходе работы М. отказался от идеи публикации
труда в виде отдельных выпусков и решил издать его в трёх книгах, освещающих
соответственно процесс производства капитала, процесс его обращения и весь
процесс, взятый в целом. Четвёртую книгу должны были составить "Теории
прибавочной стоимости". В 1863-65 М. создал новую рукопись трёх теоретич.
книг. На её основе был подготовлен и издан в сент. 1867 1-й том "Капитала".
Над последующими томами М. работал до конца жизни, создавая всё новые рукописные
варианты 2-го тома и дополнения к той части рукописи 1863-65, к-рая освещала
проблемы 3-го тома. Однако оба эти тома были изданы Энгельсом лишь после
смерти М. (2-й в 1885, 3-й в 1894). Много внимания уделял М. переводу первого
тома на др. языки. Изучив ещё в 1869 русский язык, он помог Г.А. Лопатину
и Н.Ф.Даниельсону подготовить рус. издание (вышло в 1872). В течение 1872-75
отдельными выпусками публиковался отредактированный М. франц. перевод.
Выход в свет 1-го тома "Капитала" подвёл
важный итог гигантской работы М. над созданием политич. экономии рабочего
класса. Основы нового экономич. учения, в т. ч. теория прибавочной стоимости,
здесь были изложены с непревзойдённым мастерством. М. сорвал покровы с
тайны капиталистич. эксплуатации, раскрыл глубинные процессы, происходящие
в капиталистич. обществе, тенденции его развития, ведущие к обострению
его противоречий, к созданию материальных предпосылок для "экспроприации
экспроприаторов". "Капитал", однако, не только экономич. труд. На примере
анализа экономич. структуры и историч. эволюции капиталистич. формации
М. доказал неопровержимость и универсальный характер метода материалистич.
диалектики. Открыв законы движения капиталистич. способа производства,
доказав, что их действие неизбежно обусловливает необходимость революц.
замены его коммунистич. строем, М. расширил и углубил теоретич. фундамент
научного коммунизма, дал всестороннее экономич. обоснование теории пролетарской
революции. Огромное значение имел труд М. для развития рабочего движения.
Идейно вооружив рабочий класс, он прочно поставил его освободит, борьбу
на научную основу.
М. принадлежала ведущая роль в основании
Международного товарищества рабочих (Интернационала 1-го). Он был
участником учредит, собрания 28 сент. 1864, фактически возглавил руководящий
орган Товарищества (позднее стал именоваться Генеральным советом). М. добился
конституирования Интернационала как подлинно рабочей орг-ции, воспрепятствовав
попыткам мелкобурж. демократов (сторонников Дж. Мадзини и др.) лишить его
пролетарского характера. В написанном М. "Учредительном манифесте Международного
Товарищества Рабочих" и"Временном Уставе Товарищества" (на Женевском конгрессе
1866 превращён в постоянный) М. сумел в доступной форме, с учётом тогдашнего
уровня сознания рабочих, изложить программные положения, определившие революц.
направленность деятельности Интернационала - принцип классовой самостоятельности
пролетарского движения ("освобождение рабочего класса должно быть завоёвано
самим рабочим классом"), идеи пролетарского интернационализма. Сплотив
внутри Совета революц.-пролетарское ядро (Ф. Лесснер, И. Г. Эккариус и
др. бывшие члены Союза коммунистов; Г. Юнг, Э. Дюпон, П. Лафарг, Р. Шо
и др.), М. превратил его в боевой руководящий центр пролетарской борьбы.
Программа и тактика экономич. борьбы рабочего класса была намечена М. в
докладе "Заработная плата, цена и прибыль" (1865) и в инструкции делегатам
Ген. совета на Женевском конгрессе, положенной в основу его резолюции.
В этих документах М. выступил также против недооценки политич. действий,
обосновал тезис о единстве экономич. и политич. борьбы пролетариата. Под
влиянием М. Интернационал провёл ряд политич. кампаний - солидарности с
участниками польских восстаний (на Лондонской конференции 1865 М. дал отпор
утверждению прудонистов о том, что польский и вообще национальный вопрос
чужд интересам рабочего класса), за демократич. избирательную реформу в
Великобритании, против бонапартистского режима во Франции и др. Необходимость
для рабочего класса поддерживать нацио-нально-освободит. движение была
обоснована М. в выступлениях и по ирландскому вопросу, разоблачавших шовинистскую
позицию англ, тред-юнионистов. М. разработал тактику Интернационала в вопросах
войны и мира, ориентируя его на активную борьбу против милитаризма и в
то же время стремясь оградить рабочий класс от влияния бурж. пацифизма.
Бессменно занимая в Ген. совете пост секретаря-корреспондента для Германии,
М. всемерно способствовал развитию нем. рабочего движения. Заигрывание
лассальянских руководителей Всеобщего германского рабочего союза (осн.
в мае 1863) с Бисмарком побудило М. открыто порвать с ними. Для распространения
идей Интернационала в Германии М. использовал его нем. секции. Он поддерживал
руководителей революц. крыла нем. рабочего движения В. Либкнехта и
А. Бебеля в их борьбе за создание в 1869 Социал-демократической
рабочей партии (эйзенахцы).
Добиваясь преодоления влияния реформистских
и сектантских течений - прудонистов и лассальянцев, англ, либеральных тред-юнионистов,
позднее - бакунистов, М. с 1868 развернул борьбу за непосредственное введение
в программу Интернационала социалистич. принципов. Вопреки сопротивлению
прудонистов, Брюссельским и Базельским конгрессами (1868 и 1869) были приняты
резолюции о национализации земли и её недр. Конгресс в Брюсселе рекомендовал
рабочим всех стран изучать 1-й том "Капитала". В 1870 по просьбе образовавшейся
в Женеве Русской секции М. взял на себя обязанности секретаря-корреспондента
Ген. совета для России. Члены Русской секции (Н. И. Утин, Е. Л. Дмитриева
и др.) помогали М. вести борьбу с бакунистами.
В июле и сент. 1870 М. составил два воззвания
Ген. совета о франко-прусской войне, в к-рых шовинистич. пропаганде противопоставил
идею интернационального союза рабочих Франции и Германии. По предложению
М. в окт. 1870 в состав Ген. совета был введён переселившийся из Манчестера
в Лондон Энгельс.
Пролетарскую революцию 18 марта 1871 во
Франции М. рассматривал (в частности, в письмах к Л. Кугельману 12 и 17
апр. 1871) как всемирно-исторический подвиг рабочего класса, открывший
собой новую ступень в его освободительной борьбе. М. прилагал все усилия,
чтобы помочь участникам Парижской Коммуны выработать правильную политику.
Он был вдохновителем движения солидарности с Коммуной, а после её падения
- кампании помощи коммунарам-эмигрантам. В воззвании Ген. совета "Гражданская
война во Франции" М. оценил Коммуну "...глубоко, метко, блестяще и действенно..."
(Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 49). Раскрыв значение
парижских событий как первой попытки установления диктатуры пролетариата
и создания новой пролетарской государственности, М. сделал вывод о необходимости
замены разбитой государственной машины буржуазии гос-вом нового типа, прообразом
к-poro явилась Парижская Коммуна. Другой вывод, вытекавший из уроков Коммуны,
был закреплён М. в решениях Лондонской конференции Интернационала (сент.
1871), подчеркнувших важность политич. борьбы рабочего класса и необходимость
создания пролетарской партии.
Разоблачению дезорганизаторской деятельности
Бакунина и его сторонников была посвящена работа М. и Энгельса "Мнимые
расколы в Интернационале" (март 1872). Личное участие М. в работе Гаагского
конгресса (сент. 1872) способствовало торжеству на конгрессе принципов
науч. коммунизма, внесению в Устав Интернационала положений о завоевании
политич. власти рабочим классом, о создании пролетарской партии, расширению
(вопреки обструкции бакунистов) полномочий Ген. совета. Учитывая неблагоприятные
условия для деятельности Ген. совета в Европе, М. и Энгельс предложили
перевести его в Нью-Йорк. Выполняя функции уполномоченных нью-йоркского
Ген. совета в Зап. Европе, М. и Энгельс помогли ему принять меры против
бакунистских раскольников. Итоговая характеристика борьбы с бакунистами
в Интернационале была дана М. и Энгельсом в работе "Альянс социалистической
демократии и Международное Товарищество Рабочих" (опубл. в авг. 1873).
В конце 1873 деятельность Интернационала фактически прекратилась (официально
был распущен в 1876). Заложив "...фундамент пролетарской международной
борьбы за социализм" (Ленин В. И., там же, т. 38, с. 303), он уступил место
новым формам организации рабочего класса, более соответствующим изменившейся
историч. обстановке.
Усилия М. в последние годы жизни были направлены
на развитие и совершенствование революц. теории, на формирование пролетарских
партий в отдельных странах и укрепление интернац. связей между ними. Работая
над 2-м и 3-м томам и "Капитала", М. изучил новую экономич. литературу,
в частности об экономич. и социальном развитии России и США. М. подверг
критике современные ему вульгарные учения: катедер-социализм ("Замечания
на книгу А. Вагнера „Учебник политической экономии""), уто-пич. взгляды
Бакунина (конспект его книги "Государственность и анархия"), Е.Дюринга
(глава для работы Энгельса "Анти-Дюринг"). Значит, внимание уделял М. естественным
наукам: химии, агрохимии, геологии, биологии. "Математические рукописи"
М. содержали самостоятельные исследования в области дифференциального исчисления.
Исключительными масштабами отличались занятия М. всемирной историей. Итоги
своего изучения эволюции общины М. подвёл в 1881 в набросках письма к В.
И. Засулич. Здесь и в др. документах им был сделан важный вывод о возможности
некапиталистич. пути развития отсталых народов при поддержке победившего
пролетариата развитых стран. Успехи археологии, этнографии, палеонтологии
побудили М. углубиться в историю первобытного общества. При конспектировании
книги Г. Л. Моргана "Древнее общество", в к-рой он нашёл подтверждение
своим выводам о коммунистич. характере первобытного строя, у М. возник
план написать специальную работу на эту тему. Замечания в его конспекте
были использованы затем Энгельсом в книге "Происхождение семьи, частной
собственности и государства". Попытка М. суммировать свои историч. познания
в виде общей синхронистической картины историч. процесса нашли отражение
в четырёх тетрадях "Хронологических выписок". Высоко ценил М. работы Ч.
Дарвина о происхождении видов и человека.
В борьбе за пролетарскую партию М. давал
решительный отпор оппортунистич. шатаниям. Он осудил идейные уступки, сделанные
руководителями С.-д. рабочей партии лассальянцам при объединении с ними
на съезде в Готе в 1875. В Критике Готской программы" М. обнаружил
огромную силу научного предвидения, применив свою теорию и "...к предстоящему
краху капитализма, и к будущему развитию будущего коммунизма" (Ленин В.
И., там же, т. 33, с. 84). В этой работе М. развил дальше учение о диктатуре
пролетариата, обосновал положения о переходном периоде от капитализма к
социализму, о двух фазах коммунистического общества.
Опасность правого оппортунизма и примиренчества
по отношению к нему М. и Энгельс показали в Циркулярном письме А. Бебелю,
В. Либкнехту, В. Бракке и др. от 17-18 сент. 1879. Одновременно М. решительно
разоблачал псевдореволюционное фразёрство сектантско-анархистской группы
И. Моста. Стремясь выправить линию герм, социал-демократии, М. в то же
время всячески одобрял её героич. борьбу против анти-социалистич. бисмарковского
исключительного закона. В 1880 М. помог Ж.Геду и П. Лафаргу составить программу
французской Рабочей партии, поддержав выступления гедистов против оппортунистич.
течения - поссибилизма. Оказывал поддержку М. и социалистам других стран
- Великобритании, Италии, Испании, Нидерландов, США.
С каждым годом крепли связи М. с представителями
рус. революц. движения. Проявляя глубокий интерес к рус. истории, придавая
исключительное междунар. значение назревавшей народной революции против
царизма, М. считал, что Россия может сыграть важную роль в мировом революц.
процессе. Высоко ценил М. русскую революц. литературу, особенно труды Н.
Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, В. В. Берви-Флеровского. Он с восхищением
следил за самоотверженной борьбой с царизмом революц. народников, хотя
и видел многие их идейные заблуждения. В предисловии к рус. изданию "Манифеста
Коммунистической партии" 1882 М. и Энгельс назвали революц. Россию передовым
отрядом революц. движения в Европе.
С начала 80-х гг. здоровье М. ухудшилось.
В дек. 1881 его постиг тяжёлый удар - смерть жены, а в янв. 1883 умерла
старшая дочь Женни. В янв. 1883 М. заболел бронхитом, к-рый повлёк за собой
ряд осложнений. 14 марта 1883 М. скончался. Смерть М. вызвала отклики во
всём мире. На его похоронах, на Хайгетском кладбище в Лондоне 17
марта 1883, Энгельс произнёс пророческие слова: "И имя его, и дело переживут
века". Идеи М. всё больше утверждались в рабочем движении, оказывали на
него формирующее воздействие.
Величайшей заслугой М. является создание
цельного и стройного революц. учения, могучего духовного оружия познания
и преобразования мира, теоретич. основы освободит, борьбы рабочего класса.
В учении М. материалистич. толкование действительности, исходящее из первичности
материи и вторичности сознания, из познаваемости объективных законов материального
мира, впервые было органически соединено с подлинно научной теорией развития,
с пониманием всех явлений как выражения диалектич. процесса постоянных
изменений в природе и обществе. М. был первым в истории мыслителем, распространившим
материализм на сферу обществ, жизни, показавшим определяющее место материального
производства в обществ, развитии, решающую роль в истории нар. масс - производителей
материальных благ. М. доказал, что историч. процесс представляет собой
закономерную смену оощественно-экономич. формаций, неизбежно ведущую к
переходу от классово-антагони-стич. обществ, строя к бесклассовому коммунистич.
обществу. Философия М.- диалектический и исторический материализм - послужила
методологии, базой для разработки остальных составных частей марксизма
- марксистской политич. экономии и теории науч. коммунизма. Как экономист
М. первым раскрыл экономич. законы развития обществ, формаций, прежде всего
капитализма, выявил эксплуататорскую сущность капиталистич. строя, глубоко
проанализировал экономич. основы присущих ему антагонизмов и доказал неизбежность
его гибели. Гениальные научные прогнозы были сделаны М. относительно экономич.
закономерностей становления и развития коммунистич. общества.
Опираясь на свою философскую и экономич.
теорию, М. заложил научный фундамент программы, стратегии и тактики революц.
пролетарского движения. Он теоретически обосновал историч. миссию рабочего
класса как творца нового, коммунистич. общества, доказав, что рост противоречий
капитализма и обострение клас. борьбы обусловливает необходимость социалистич.
революции, совершаемой пролетариатом под руководством пролетарской партии
в союзе с др. угнетёнными классами. М. показал, что необходимым условием
для перехода от капитализма к социализму является завоевание пролетариатом
политич. власти, установление диктатуры пролетариата, являющейся гл. орудием
осуществления революц. преобразований.
Учение М. служит руководящим началом для
мирового рабочего и коммунистич. движения, позволяя максимально использовать
объективные тенденции обществ, развития в интересах трудящихся классов.
На базе этого учения коммунистич. и рабочие партии вырабатывают научно
обоснованную революц. политику, а в условиях победившей социалистич.
революции решают сложные задачи социалистич. и коммунистич. строительства,
управления общественными процессами.
Как научное выражение идеологии последовательно
революц. класса - пролетариата марксистское учение постоянно подвергалось
и подвергается атакам со стороны идеологических защитников бурж. строя.
Бурж. критики учения М., а также представители реформизма и ревизионизма
всячески пытаются доказать, что оно устарело и не соответствует условиям
20 в.; отрицая его целостность, они объявляют это учение эклектич. соединением
научных п ненаучных элементов, обвиняют М. в утопизме, отыскивают •"противоречия"
в воззрениях гениального мыслителя, противопоставляют ранние этапы его
творчества более поздним, призывают к слиянию (конвергенции) идей М. со
всякого рода буржуазными философскими и социологич. концепциями. Целью
этих фальсификаций и нападок на учение М. является стремление ослабить
растущее влияние его на сознание миллионов, выхолостить его революц. содержание.
Однако опыт истории всё больше подтверждает правоту М. и банкротство его
"опровергателей". Сила и жизненность учения М., причина всё большего воздействия
его на обществ, жизнь заключается в том, что, будучи продолжением предшествующего
развития человеческой мысли, её высшим достижением, это творческое, постоянно
прогрессирующее и совершенствующееся учение выражает объективные закономерности
истории, отвечает реальным потребностям социального прогресса. Учение Маркса
всесильно, потому что оно верно,- указывал В. И. Ленин (см. Поли. собр.
соч., 5 изд., т. 23, с. 43).
Новый этап в развитии и распространении
идей М. и начало борьбы за широкое претворение их в жизнь связаны с именем
и деятельностью В. И. Ленина. Бессмертное учение М. и Энгельса,
развитое дальше в новых историч. условиях Лениным, обогащаемое революц.
практикой и теоретич. деятельностью КПСС, междунар. коммунистич. движения,
оказывает всё возрастающее влияние на историч. судьбы человечества (см.
Марксизм-ленинизм).
Самое богатое собрание рукописей и печатных
работ М. сосредоточено в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС,
осуществляющем в широком масштабе научное изучение и публикацию его
лит. наследства. Изучение и издание трудов М. осуществляется также Институтом
марксизма-ленинизма при ЦК СЕПГ в ГДР и соответствующими научными учреждениями
и издательствами других социалистич., а также ряда капи-талистич. стран
(в частности, Институтом Мориса Тореза во Франции, Институтом Грамши в
Италии, издательствами "Лоренс энд Уишарт" в Великобритании, "Интернэшонал
паблишере" в США, "Эдисьон сосиаль" во Франции, "Риунита" в Италии и т.
д.). Значит, число рукописей М. хранится в Институте социальной истории
в Амстердаме, куда накануне 2-й мировой войны 1939-45 они перешли из архива
герм, социал-демократии. Произведения М. к 1973 изданы на 101 языке мира.
В СССР (на 1 янв. 1973) вышло в свет 2693 издания произведений К. Маркса
и Ф. Энгельса общим тиражом 99 248 тыс. экз.
Соч.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,
т. 1-39, 41, 46 (ч. 1-2), 47, М., 1955 - 73; Маркс К. и Энгельс Ф., Из
ранних произведений, М., 1956; Архив Маркса и Энгельса, т. 1 (VI)-9, 11-15,
М., 1933-73; Маркс К. и Энгельс Ф., Фейербах. Противоположность материалистического
и идеалистического воззрений, М., 1966; Хронологические выписки по истории
Индии, М., 1947; Математические рукописи, М., 1968; Интервью корреспонденту
американской газеты "Chicago Tribune" в первой половине декабря 1878 г.,
"Вопросы истории КПСС", 1966, № 10; О книге Листа "Национальная система
политической экономии", там же, 1971, М° 12.
Лит.: Энгельс Ф., Карл Маркс, Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16; его же, Карл Маркс, там же, т. 19;
его же, Развитие социализма от утопии к науке, там же; его же, Набросок
надгробной речи на могиле Маркса, там же; его же, Маркс и "Neue Rhei-nische
Zeitung", там же, т. 21; его же, К истории Союза коммунистов, там же; его
же, Маркс, Генрих Карл, там же, т. 22; Ленин В. И., Что такое "друзья народа"
и как они воюют против социал-демократов?, Поли. собр. соч., 5 изд., т.
1; его же. Предисловие к русскому переводу писем К. Маркса к Л. Кугельману,
там же, т. 14; его ж е. Предисловие к русскому переводу книги "Письма И.
Ф. Беккера, И. Дицгена, Ф. Энгельса, К. Маркса и др. к Ф. А. Зорге и др.",
там же, т. 15; его ж е, Марксизм и ревизионизм, там же, т. 17; его же,
Исторические судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 23; его же, Три источника
и три составных части марксизма, там же, т. 23; его ж е, Переписка Маркса
с Энгельсом, там же, т. 24: его же, Карл Маркс, там же, т. 26; его же,
Государство и революция, там же, т. 33; его ж е, Конспект "Переписки К.
Маркса и Ф. Энгельса 1844-1883", 2 изд., М., 1968. Основоположник научного
коммунизма. Тезисы к 150-летию со дня рождения К. Маркса, М., 1968; Бессмертие
великих идей. [Сб. ст. К 150-летию со дня рождения К. Маркса], М., 1968;
Карл Маркс. Биография, М., 1968, 2 изд., М., 1973; Карл Маркс. Биография,
[пер. с нем.], М., 1969; Воспоминания о Марксе и Энгельсе. М., 1956; К.
Маркс и Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967; Русские современники
о К. Марксе и Ф. Энгельсе, М., 1969; К. Маркс. Даты жизни и деятельности,
М., 1934; Маркс и Энгельс и первые пролетарские революционеры, М., 1961;
Маркс-историк, М., 1968; "Капитал" Маркса, философия и современность, М.,
1968; Литературное наследство К. Маркса и Ф. Энгельса. История публикации
и изучения в СССР, М., 1969; Маркс и некоторые вопросы международного рабочего
движения XIX века, М., 1970; Парижская коммуна и марксизм, М., 1973; Меринг
Ф., Карл Маркс. История его жизни, пер. с нем., М., 1957; Р я-
3 а н о в Д. Б., Очерки по истории марксизма,
2 изд., т. 1-2, М., 1928; Адоратский В. В., Маркс - вождь пролетариата,
в его кн.: Избр. произведения, М., 1961; Степанова Е. А., Карл Маркс -
великий учитель и вождь международного пролетариата, М., 1958; Корню О.,
Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность, пер. с нем., т. 1-3,
М., 1959-68; Р а х м а н Д. А., Великий учитель рабочего класса. Жизнь
и учение К. Маркса, М., 1969; Лапин Н. И., Молодой Маркс, М., 1968; Ойзерман
Т. И., Формирование философии марксизма, М., 1962; его ж е Развитие марксистской
теории на опыте революции 1848 г., М., 1955; К а н д е л ь Е. П., Маркс
и Энгельс - организаторы Союза коммунистов, М., 1953; Михайлов М. И., История
Союза коммунистов, М., 1968; Левиова С. 3., Маркс в германской революции
1848-1849 годов, М., 1970; Гольман Л. И., От Союза коммунистов к Первому
Интернационалу. (Деятельность К. Маркса в 1852- 1864 гг.), М., 1970; Малыш
А. И., формирование марксистской политической экономии, М., 1966; Выгодский
В. С., История одного великого открытия Карла Маркса, М., 1965; его же,
К истории создания "Капитала", М., 1970; Розенталь М. М., Диалектика "Капитала"
К. Маркса, [2 изд.], М.. 1967; Чагин Б. А., Создание и развитие К. Марксом
и Ф. Энгельсом теории научного коммунизма, Л., 1970; Кунина В. Э., Карл
Маркс и английское рабочее движение, М., 1968; Дьяков В. А., Маркс, Энгельс
и польское освободительное движение, М., 1968; Kettle A., Karl Marx - founder
of modern Communism, L., 1963; Lewis J., The life and teaching"of Karl
Marx, L., 1965; Cogniot G., Karl Marx, notre conternporain, P., 1968; Monz
H., Karl Marx Grundlagen der Entwicklung zu Leben und Werk, 2 Aufl., Trier,
1973; F order H., Marx und Engels am Vorabend dcr Revolution, В., 1960;
Becker G., Karl Marx und Fricdnch Engels in Koln 1848 - 1849, В., 1963;
S t г е у J., W i n k 1 e r G., Marx und Engels 1848-49, В., 1972; Bobinska
C., Marx und Engels uber polnische Probleme, В., 1958; Тuсhscheerer W.,
Bevor "Das Kapital" entstand, В., 1968. Л.И.ГоЛъман.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я