МАРКУЗЕ
(Marcuse) Герберт (p. 19.7.
1898, Берлин), немецко-американский философ и социолог. Наряду с Т. Адорно
и М. Хоркхаймером - один из основателей Франкфуртского ин-та социальных
исследований. С 1934 - в США. В годы 2-й мировой войны 1939-45 работал
в информац. органах амер. разведки, выступал с антифашистскими статьями.
В 50-х гг. "эксперт" Рус. ин-та при Колумбийском и Рус. центра при Гарвардском
ун-тах. Проф. Брандейского (1954- 1965) и Калифорнийского (с 1965) ун-тов.
Формирование взглядов М. происходило под
влиянием идей М. Хайдегтера и особенно Г. Гегеля и 3. Фрейда. Вместе с
тем, проявляя неизменный интерес к учению К. Маркса, М. широко использует
его категории и нек-рые идеи, интерпретируя их часто в духе совр. бурж.
философии и социологии. Согласно М., развитие науки и техники позволяет
господствующему классу совр. капиталистич. общества сформировать через
механизм потребностей новый тип массового "одномерного человека" с атрофированным
социально-критич. отношением к обществу и тем самым "сдерживать и предотвращать
социальные изменения". Включаясь под воздействием навязываемых ему "ложных"
потребностей в потребительскую гонку, рабочий класс стран развитого капитализма
"интегрируется" в социальное целое и утрачивает свою революц. роль. В этих
условиях революц. инициатива, по М., переходит в рамках "развитого" общества
к "аутсайдерам" (люмпены, преследуемые нац. меньшинства, безработные и
т. п.), а также к радикальным слоям студенчества и гуманитарной интеллигенции.
В мировом масштабе носителями революц. инициативы выступают обездоленные
массы "бедных" стран, противостоящие "богатым", к к-рым М. причисляет и
империалистические и развитые социалистич. страны. Рассматривая институты
бурж. демократии как инструмент ненасильств. подавления оппозиции, М. настаивает
на "радикальном отказе" от легальных форм борьбы как "парламентской игры".
М. отрицает революц. роль марксистских партий развитых капиталистич. стран
и революц. сущность их политич. программ. Выступая как разновидность "постиндустриального"
романтизма, утопия М. объективно служит разобщению и дезориентации антикапиталистич.
сил.
Соч.: Hegels Ontologie und die Grundlegung
einer Theorie der Geschichtlichkeit, Fr./M., 1932; Reason and revolution,
L., 1941; Eros and civilization, Boston, 1955; The Soviet marxism, a critical
analysis, L., 1958; One-dimensional man, Boston, 1964; The critique of
pure tolerance, Boston, 1965 (совм. с В. Moore, R. Wolff); Das Ende der
Utopie, В., 1967; Essay on liberation, Boston, 1969; Counterrevolution
and revolt, Boston, 1972.
Лит.: Замошкин Ю. А., Мотрошилова
Н. В., Критична ли "критичеекая теория общества" Г. Маркузе, -"Вопросы
философии", 1968, № 10; Б а т а л о в Э. Я., Философия бунта, М., 1973;
Красин Ю. А., Маркузианство в тупике противоречий, "Вопросы философии",
1973, № 6) Штейгер вальдР., Третий путь Герберта Маркузе, пер. с нем.,
М., 1971; W о d d i s J., New theories of revolution, L., 1972. Э. Я.
Баталов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я