МАРТЕН ДЮ ГАР

МАРТЕН ДЮ ГАР (Martin du Card) Роже
(23.3.1881, Нёйи-сюр-Сен, деп. О-де-Сен,- 23.8.1958, Беллем, деп. Орн),
французский писатель. Происходил из семьи судейских чиновников. Получил
образование в Эколь де Шарт - высшем архивно-историч. уч. заведении. С
самого начала писателя привлекала проблема становления человеческой личности,
формирования характера. Пафос романа "Жан Баруа" (1913, рус. пер. 1958)
- в утверждении идеалов демократии и фил ос. материализма. Распад человеческих
отношений под влиянием золота рисуется в повести "Старая Франция" (1933,
рус. пер. 1934).
Р. Мартен дю Гар.
X. Мартн.


Гл. произв.- многотомный роман "Семья Тибо"
(Нобелевская пр., 1937; рус. пер. 1936, 1959, 1972), начат в жанре семейной
хроники ("Серая тетрадь", 1922; "Исправительная колония", 1922; "Солнечная
пора", 1923; "День врача", 1928; "Сестрёнка", 1928; "Смерть отца", 1929),
к-рая перерастает в политич. роман, в широкую картину франц. действительности
нач. 20 в. "Семья Тибо" завершалась в 30-е гг. ("Лето 1914 года", 1936;
"Эпилог", 1940), в обстановке движения Нар. фронта. Под пером М. дю Г.
рассказ о распаде бурж. семьи перерастает в историю упадка целого класса.
Жизненный путь главы семейства Оскара Тибо, пришедшего к полному "очерствению",-
характерный пример того, как общество калечит человека. Различным формам
эгоизма, индивидуализма писатель противопоставляет идеал гармонич. деятельного
человека. Антуан Тибо, талантливый детский врач, в конце 1-й мировой войны
1914 -18 перед смертью находит в себе силы осудить избранный им путь компромиссов.
Младший из братьев Жак от протеста против семейного деспотизма приходит
к революц. деятельности и трагически гибнет, пытаясь в одиночку преградить
путь империалистич. войне. В лице Жака Тибо автор создал образ бунтаря
и подвижника, выступающего против бурж. общества. В "Лете 1914 года" даётся
строго документированное описание подготовки 1-й мировой войны империалистич.
державами, показан крах 2-го Интернационала .


Как романист М. дю Г. стремится к максимальной
объективности, его герои раскрываются в действии и диалоге. Его произв.
присущи характерные черты франц. классич. лит-ры: широта социальной панорамы,
этич. пафос, ясность мысли и чёткость её выражения. В создании крупных
человеческих характеров, в стремлении постигнуть "диалектику души" франц.
писатель опирался на опыт своего любимого автора - Л. Н. Толстого. Творчество
М. дю Г. знаменует существ, сдвиги в развитии франц. кри-тич. реализма.
В годы 2-й мировой войны 1939-45 писатель занимал антифаш. патриотич. позицию.
В "Автобиографических и литературных воспоминаниях" (1955) он защищает
реалистич. взгляды на иск-во.


Соч.: CEuvres completes, v. 1 - 2, P.,
1955; Les Thibault, Moscou, 1960; R. Martin du Gard et J.-R. Bloch. Correspondance
(1909 - 1946), "Europe", 1963, 1964, 1965, 413- 419/420; A. Gide
et R. Martin du Gard. Correspondance, v. 1-2, P., 1968; Copeau J. et Martin
du Gard R. Correspondance, v. 1 - 2, P., 1972; в рус. пер.- Воспоминания,
"Иностранная литература", 1956, № 12.


Лит.: Моты лева Т., Иностранная
литература и современность, М., 1961; История французской литературы, т.
4, М., 1963; Наркирьер ф., Роже Мартен дю Гар, М., 1963; Роже Мартен дю
Гар. Биобиблиография, указатель. [Сост. А. В. Паевская, М.], 1958; L а
1 о u R., R. Martin du Gard, P., 1937; В о r g a 1 С., R. Martin du Gard,
P., 1957; В oak D., R.Martin du Gard, Oxf., 1963; Robidoux R., R. Martin
du Gard et la religion, P., [1964]; S с h a 1 k D. L., R. Martin du Gard.
The novelist and history. Ithaca (N. Y.), 1967. Ф. С. Наркирьер.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я