МАРШРУТИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК
система
организации отправления грузов маршрутами (целым составом поезда) с одной
или нескольких ж.-д. станций назначением в пункты выгрузки (станция, пристань,
порт), расположенные в одном районе. Осуществляется по планам< маршрутизации,
составленным на жел. дорогах. Маршруты подразделяются на: отправительские,
организуемые из вагонов, погруженных одним отправителем на одной станции
(пристани или в порту); ступенчатые - из вагонов, погруженных разными отправителями
на одной или нескольких станциях (пристанях или в портах) одного или двух
участков; формируемые на специализированных маршрутных базах, к-рые создаются
на выходах из р-нов массовой погрузки. По дальности следования отправительские
и ступенчатые маршруты подразделяются на: местные (внутридорожные) - при
следовании в пределах одной жел. дороги, и сетевые - при следовании в пределах
двух и более жел. дорог. Маршруты, обеспеченные постоянно закреплённым
составом вагонов для обращения между определёнными пунктами отправления
и назначения, называются кольцевыми.
На жел. дорогах России М. п. стала осуществляться
в нач. 20 в., но носила случайный характер. Даже перевозки таких массовых
грузов, как каменный уголь, жел. руда, зерно, почти не маршрутизировались
.
С первых лет Сов. власти вопросам М. п.
уделялось большое внимание. В 1926 Наркомат путей сообщения созвал съезд
по маршрутизации, сыгравший важную роль в М. п. Развитие получила ступенчатая
маршрутизация, предложенная в 1932 Героем Социалистич. Труда В. Т. Осиповым.
С 1944 план организации формирования маршрутов с мест погрузки - неотъемлемая
часть общего плана формирования грузовых поездов. В 1971 перевозка грузов
маршрутами на жел. дорогах СССР возросла в 3 раза по сравнению с 1951.
М. п. - одно из важнейших средств ускорения
продвижения вагонов через сортировочные и участковые станции, сокращения
времени оборота вагонов; снижения транспортных затрат за счёт уменьшения
маневровой работы на станциях; сокращения потребности в капиталовложениях
на развитие ж.-д. станций; рационального использования технич. средств
жел. дорог. Отправление грузов маршрутами способствует ускорению оборачиваемости
оборотных средств в нар. х-ве, т. к. в маршрутах грузы продвигаются значительно
быстрее, чем при следовании в др. видах грузовых поездов.
Опыт М. п., осуществляемый в СССР, используется
в др. Социалистич. странах.
Лит.: О сипов В. Т., Маршрутизация
перевозок и повышение её эффективности, 2 изд., М., 1967.
М.К.Скумбин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я