МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ

МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ вид живописи
художественными масляными красками, иногда с применением лаков.
Масляными красками пишут гл. обр. на холсте, а также картоне, дереве, металле,
покрытых спец. грунтами (станковая М. ж.), на известковой штукатурке
(монументальная М. ж.). М. ж. в большей степени, чем к.-л. др. техника
живописи, позволяет достичь на плоскости зрит, иллюзии объёма и пространства,
богатых цветовых эффектов и глубины тона, выразительности и динамики письма.
Технич. приёмы М. ж. разнообразны. Мазки могут быть кроющими (непрозрачными)
и лессировочными (прозрачными), корпусными (плотными) и фактурными (рельефными),
тонкими и гладкими. М. ж. до нач. 19 в. была построена на многослойном
(многократном) нанесении красок с примесью лаков и последующей лакировке
поверхности картины. С нач. 19 в. для М. ж. гл. обр. характерна манера
наложения красок алла прима по чистому грунту или тонко нанесённому
цветовому или тональному подмалёвку; лаки применяются реже.


Отд. письм. сведения о М. ж. встречаются
в антич. и ср.-век. манускриптах. В 1-й трети 15 в. получает распространение
станковая М. ж. после усовершенствования её Я. ван Эйком.
С 16 в.
М. ж. является ведущей техникой в живописи.


Лит.: Бергер Э., История развития
техники масляной живописи, пер. с нем., М., 1961; ЛужецкаяА. Н., Техника
масляной живописи русских мастеров с 18 по начало 20 века, [М., 1965].
В.
В. Филатов.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я