МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
(англ, mass
communication), систематическое распространение сообщений (через печать,
радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших,
рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного
общества и оказания идеологич., политич., экономич. или организационного
воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Материальной предпосылкой возникновения
М. к. в 1-й пол. 20 в. стало создание технич. устройств, позволивших осуществить
быструю передачу и массовое тиражирование больших объёмов словесной, образной
и муз. информации. Собирательно комплексы этих устройств, обслуживаемых
работниками высокой проф. специализации, принято называть "средствами массовой
информации и пропаганды" или "средствами М. к.".
М. к. представляет собой систему, состоящую
из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физич. каналом
движения сообщений. Такими каналами являются: печать (газеты, журналы,
брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты); радио и телевидение
- сеть широковещат. станций и аудиторий, имеющих радио-и телеприёмные устройства;
кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью проекционных установок;
звукозапись (система произ-ва и распространения грампластинок, магнитофонных
роликов или кассет); видеозапись.
Эффективность М. к. определяется не только
целями и задачами воздействия на читателей, слушателей, зрителей передаваемых
сообщений, но и соответствием их содержания и формы постоянным и текущим
информационным нуждам людей.
Будучи мощным орудием идейно-по-литич.
борьбы, социального управления, регулирования отношений социальных групп
и распространения культуры, М. к. стала важным элементом обществ, отношений,
оказывающих существ, влияние на её содержание и формы, на своеобразие идеологич.,
политич. и иной пропаганды, на передачу распоряжений власти, просвещение
различного вида и назначения, коммерч. рекламу и развлечения, осуществляемые
с помощью средств М. к.
В условиях капитализма цели М. к., выступающей
в качестве орудия господствующего класса, определяются задачами апологетики
строя социальной несправедливости, извращения сознания личности с помощью
манипуляторских приёмов и "массовой культуры". В социалистич. обществе
М. к. призвана укреплять идейное и морально-политич. единство общества,
бороться с бурж. идеологией и пропагандой, служить воспитанию гармонически
развитой личности.
Социология и психология М. к., возникшие
в 20-х гг. 20 в., изучают структуру, закономерности и эффективность деятельности
систем М. к., функционирование отдельных её элементов. Теория и методология
исследования М. к. в марксистской и бурж. социологии определяются качеств,
различием их целей и задач.
Лит.: Фрид Н., Эстерлинг К., Размышления
о пропаганде, "Проблемы мира и социализма", 1963, М°4;Вооглайд Ю., Как
складывается идеологическое воздействие, "Коммунист Эстонии", 1967, № 8;
Социология и идеологическая деятельность.Сб.,М., 1967; Алексеев А. Н.,
О массовой коммуникации и ее социальных средствах, в сб.: Журналист, пресса,
читатель, Л., 1969; Проблемы социальной психологии и пропаганда. Сб., М.,
1971; Шерковин Ю. А., Психологические проблемы массовых информационных
процессов, М., 1973 ; Р а и л и-младший Дж. иРайли М., Массовая коммуникация
и социальная система, в сб.: Социология сегодня. Проблемы и перспективы,
пер. с англ., М., 1965; Wарles D.,Berelson В., В г a d s h a w F., What
reading does to people, Chi., 1940; Меrton R. K., Mass persuasion, N. Y.-
L., 1946; The process and effects of mass communication, ed. W. Schramm,
Urbana, 1955; People, society and mass communications, ed. L. A. Dexter,
D. M. White, L., 1964. Ю.А. Шерковин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я