МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТЕОРИЯ
математич.
дисциплина, изучающая системы, предназначенные для обслуживания массового
потока требований случайного характера (случайными могут быть как моменты
появления требований, так и затраты времени на их обслуживание). Типичным
примером объектов М. о. т. могут служить автоматич. телефонные станции,
на к-рые случайным образом поступают "требования" - вызовы абонентов, а
"обслуживание" состоит в соединении абонентов с др. абонентами, поддержании
связи во время разговора и т. д. Целью развиваемых в М. о. т. методов является,
в конечном счёте, отыскание разумной организации обслуживания, обеспечивающей
заданное его качество. С этой точки зрения М. о. т. рассматривают как часть
операций
исследования.
М. о. т. широко использует аппарат теории
вероятностей и (в меньшей степени) математической статистики. Задачи М.
о. т., сформулированные математически, обычно сводятся к изучению спец.
типа случайных процессов. Исходя из заданных вероятностных характеристик
поступающего потока вызовов и продолжительности обслуживания и учитывая
схему системы обслуживания (наличие отказов или очередей и т. п., см. также
Очередей
теория), М. о. т. определяет соответствующие характеристики качества
обслуживания (вероятность отказа, среднее время ожидания начала обслуживания,
среднее время простоя линий связи и т. д.). В ряде более простых случаев
это определение возможно аналитическими методами, в более сложных случаях
приходится прибегать к моделированию соответствующих случайных процессов
по Монте-Карло методу.
Пример. Предположим, что автоматич. линия
связи имеет п одинаково доступных для абонентов каналов. Вызовы
поступают в случайные моменты времени. Если при поступлении очередного
вызова все и каналов линии связи оказываются занятыми, то поступивший вызов
получает отказ и теряется. В противном случае немедленно начинается разговор
по одному из свободных каналов, длящийся, вообще говоря, случайное время.
Одной из характеристик эффективности работы
Другим, не менее естественным, показателем
т. е. существуют [не зависящие от начального
Становление М. о. т. было вызвано интересом
Лит.: X и н ч и н А. Я., Работы
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
такой линии связи является доля вызовов, получающих отказ, т. е. предел
р
при
Т -" бесконечность (если он существует) отношения
v
v
вызовов, потерянных в течение времени Т, к общему числу N
отказа.
качества работы линии связи может служить относительное время её занятости,
т. е. предел р* при Т -" бесконечность (если он существует)
отношения t
заняты. Этот предел можно назвать вероятностью занятости. Обозначим X(t)
число
каналов, занятых в момент t. Тогда можно показать, что: 1) если
моменты поступления вызовов образуют пуассоновский поток однородных
событий, 2) длительности разговоров последоват. абонентов суть независимые
(между собой и от моментов поступления вызовов) одинаково распределённые
случайные величины, то случайный процесс X(t), t>=0,
обладает эргодич.
распределением,
распределения X(0)j пределы
где р - произведение интенсивности потока
поступлений вызовов на ср. длительность разговора отд. абонента. Кроме
того, в этом случае р = р*, и их общее значение равно
р
(*) используются для расчёта минимального количества каналов линии связи,
обеспечивающей заданную вероятность отказа. Эти формулы наз.
Эрланга
формулами. Следует добавить, что при отказе от условия 1) равенство
р
= р* может не выполняться.
к математич. задачам, возникающим в организации телефонных сетей, дат.
инженера А. К. Эрланга, первые публикации к-рого относятся к 20-м гг. 20
в. М. о. т. получила дальнейшее развитие в 40-50-х гг. в работах К. Пальма
(Швеция), Ф. Поллачека (Франция), А. Я. Хинчина (СССР). Последнему принадлежит
сам термин "М. о. т.". Эти работы были продолжены сов. математиком Б. В.
Гнеденко и др. Развитие М. о. т. в значит, мере стимулируется расширением
круга её применений. Являясь формально частью теории случайных процессов,
М. о. т. выделилась в самостоят, область исследований со своим кругом задач
и методов их решения и в свою очередь стимулирует развитие теории случайных
процессов.
по математической теории массового обслуживания, М., 1963; Розенберг В.
Я., Прохоров А. И., Что такое теория массового обслуживания, М., 1965;
Гнеденко Б. В., Коваленко И.Н., Введение в теорию массового обслуживания,
М., 1966; С а а т и Т. Л., Элементы теории массового обслуживания и её
приложения, пер. с англ., М., 1971; Боровков А. А., Вероятностные процессы
в теории массового обслуживания, М., 1972. О. В. Висков.