"МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО"
(англ, mass society), понятие, употребляемое немарксистскими социологами и философами
для обозначения ряда специфич. черт совр. общества. В области социально-экономической "М. о." связывается с индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией
произ-ва и массовым потреблением, бюрократизацией обществ, жизни, распространением
средств массовой коммуникации и "массовой культуры".
Истоки теорий "М. о."- в консерва-тивно-аристократич.
критике бурж.-демократич. преобразований в Европе и Америке в 18-19 вв.
Э. Бёрк (Великобритания), Ж. де Местр, Л. Г. А.Бональд (Франция) выступили
против разрушения ср.-век. обществ, групп и корпораций, что, по их мнению,
превращает общество в массу изолированных индивидов. Ясно сознавая неизбежность
"нового порядка", А. Токвиль (Франция) использовал идею "М. о." для характеристики
развивающегося бурж. общества с точки зрения соотношения в нём свободы
и равенства. Токвиль показал, что централизация и бюрократизация, осуществляемые
во имя равенства в борьбе с феод, аристократией, приводят к установлению
контроля бурж. гос-ва над всеми сферами обществ, жизни и удушению свободы.
С кон. 19 в. идеи "М. о." получают развитие в элитарной критике т. н. "омассовления",
"деспотизма масс" [Ф. Ницше, О. Шпенглер (Германия), X. Ортега-и-Гасет
(Испания), Н. А. Бердяев].
Возникновение фашизма в Европе в 20-30-х
гг. 20 в. обусловило резкое изменение содержания теорий "М. о.": аристократич.
защита ценностей элиты от "сверхдемократии" сменяется защитой бурж.-демократич.
прав от неограниченного господства "властвующей элиты" (К. Манхейм, Э.Ледерер,
X. Арендт - Германия). В этих концепциях, не раскрывающих подлинные социально-экономич.
причины и классовую сущность фашизма, игнорируется противоположность между
фашистской диктатурой и социализмом, критика фашизма тесно переплетается
с антикоммунизмом.
После 2-й мировой войны 1939-45 критика
авторитарных тенденций гос.-монополистич. капитализма с позиций бурж. и
мелкобурж. либерализма и романтизма становится осн. направлением в концепциях
"М. о.". Р. Миллс, Э. Фромм, Д. Рисмен (США) подвергают критике различные
стороны бурж. общества: экономич., политич. и социальное отчуждение, централизацию
власти и упадок промежуточных автономных ассоциаций и орг-ций, конформизм
"массового" человека, распространение стандартизированной культуры. Эта
социальная критика нередко превращается в обвинит. акт против совр. гос.-монополистич.
капитализма. Однако она абсолютизирует отчуждение и отрицает существование
социальных сил, способных разрушить зловещий мир "М. о.".
Против этих концепций выступили мн. бурж.
социологи (Т. Парсонс, А. Этциони, Д. Белл, Р. Виленский - США), подчёркивая
их односторонность, абстрактность и показывая, что критики "М. о." недооценивают
значение как первичных групп и орг-ций, промежуточных между индивидом и
гос-вом, так и ценностных ориентации индивидов, через призму к-рых преломляется
восприятие средств массовой коммуникации. Параллельно с этой критикой в
совр. бурж. социологии были предприняты попытки "позитивной трактовки"
"М. о." (Д. Мартиндейл, Д. Белл, Э. Шиле - США). Испытав большое влияние
со стороны доктрин "нар. капитализма", "государства всеобщего благоденствия"
и особенно теории "единого среднего класса", данный вариант теории"М. о."
разрывает с интеллектуальной традицией, в русле к-рой выросли критич. концепции
"М. о.". Анализируя материальные основы "М.о.", его социальные и культурные
институты, представители этого направления утверждают, что под влиянием
массового произ-ва и массового потребления происходит процесс становления
экономич., социальной и политич. однородности, стирание классовых различий.
Т. о., в этой концепции социальный критицизм сменяется прямой апологетикой
бурж. общества.
Марксистский анализ теорий "М. о.", раскрывая
их теоретич. несостоятельность, лежащие в их основе идеологич. иллюзии
и фикции, в то же время отмечает постановку в них ряда важных проблем (о
судьбах социальной свободы, личности и культуры в совр. бурж. мире, значении
средств массовой коммуникации, роли "первичных" и "промежуточных" групп
и др.) и критику бурж. цивилизации.
Лит.: М и л л с Р., Властвующая
элита, пер. с англ., М., 1959; Стрельцов Н. Н., Теоретические истоки и
эволюция концепций "массового общества", "Вопросы философии", 1970, № 12;
А шин Г. К., Доктрина "массового общества", М., 1971; К о г n h a u s e
r W., The politics of mass society, 4 ed., N. Y., 1965; Mass society in
crisis, ed. by B. Rosenberg (a.o.), 2 ed., N. Y., 1966. H.H. Стрельцов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я