МАСШТАБНОСТЬ
масштабный строй,
в архитектуре соотношение размеров, соизмеримость отд. зданий, сооружений
и архитектурно организованных пространств с размерами человека. М. не только
и не столько выявляет для зрителя действит. размер здания или комплекса,
сколько придаёт ему характер, нужный для данного конкретного художеств,
образа. М. в архитектуре - результат общего взаимодействия воспринимаемых
зрителем мер, положенных в основу каждого элемента композиции. Напр., зрит,
мерой для стены дома могут служить кирпичи, квадры кам. кладки (составляющей
массив стены или только облицовку), блоки, панели или размеры стены в целом,
если она не расчленена. Большую роль в создании М. играют пропорции тектонических
элементов, работа к-рых понятна зрителю и к-рые дают особенно наглядное
представление о размерах здания. Сдвигая или раздвигая опоры, меняя высоту
балок или архивольтов арок по отношению к пролёту и сочетая эти
изменения с размерами и членениями др. элементов здания, архитектор получает
различный художеств, эффект. Масштабная характеристика архит. произведения
может иногда меняться при его восприятии с различных расстояний. Напр.,
здание, воспринимаемое как большое с отдалённой точки зрения (или на чертеже),
может казаться значительно меньшим при приближении зрителя, когда он соотносит
с собой действит. размеры сооружения. Масштабный строй архит. произв. в
целом связан с окружением (рельеф местности, характер застройки в городах)
и меняется вместе с ним. Укрупнение М.- преим. средство придать произв.
архитектуры большую значительность (напр., "героическая" М. др.-греч. храмов,
словно рассчитанных на героев эпоса, крупная М. амфитеатров, акведуков,
базилик в Др. Риме, гражд. сооружений рус. ампира, вызывающих
представление о могуществе построивших их гос-в). Чрезмерное укрупнение
М. в сочетании с большими размерами сооружений подавляет человека, вызывая
у него чувство собственного ничтожества (напр., культовые постройки в Др.
Египте). Масштабный строй произв. архитектуры, отражая со-циально-историч.
условия и мироощущение той или иной эпохи, обществ, положение заказчика,
является наряду с тектонически осмысленными формами одним из гл. средств,
воплощающих осн. характер художеств, образа в зодчестве, делая его понятным
и впечатляющим не только для современников, но и для представителей последующих
обществ, формаций и иных культур.
Лит.: Буров А. К., Об архитектуре,
М., 1960; Кириллова Л. И., Масштабность в архитектуре, М., 1961; Всеобщая
история архитектуры, т. 2, М., 1973, с. 251 - 260; N о b b s P. E., Design.
A treatise on the discovery of form, L.- N. Y., 1937; L i с k 1 i d e r
H., Architectural scale, L., 1965. В.Ф.Марку зон.
MAT (голл., англ, mat, от лат. matta
- циновка, рогожа), 1) укрытие, изготовленное из соломы, камыша и др. высокостебельных
растений. Применяются для защиты в парниках растений от холодных темп-р
ночью, а в морозную погоду и днём. Изготовляют М. на ручном станке или
на матовязалъной машине. 2) В спорт е-мягкая подстилка, предохраняющая
от ушибов при падении со снарядов или при прыжках.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я