"МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ"
Критические заметки об одной реакционной философии", одно из осн. филос. произведений
В. И. Ленина. Написано в 1908; вышло в свет в 1909. Книга создана в условиях
реакции, вызванной поражением Революции 1905-07. В то время защита диалектич.
и историч. материализма от нападок ревизионизма и разгром философии эмпириокритицизма
были актуальной политич. и теоретич. задачей марксистов, т. к. нек-рые
социал-демократы пытались заменить марксистское мировоззрение идеалистич.
философией эмпириокритицизма. Ленин подверг глубокой критике философию
эмпириокритицизма (махизма), неокантианство, прагматизм, защитил
и развил диалектич. и история, материализм, материалистически обобщил достижения
науки за период после смерти Ф. Энгельса. Книга "М. и э." ознаменовала
новую ступень в развитии марксистской философии.
Огромное значение имела дальнейшая разработка
Лениным основного вопроса философии и определение филос. понятия
материи,
к-рая
"...есть философская категория для обозначения объективной реальности,
которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется,
отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" (Поли. собр.
соч., 5 изд., т. 18, с. 131). В этой формулировке фактически содержится
и общее определение сознания: оно понимается как отображение материи. Определение
материи, разработанное Лениным, не связано с признанием наличия у материи
к.-л. конкретных свойств, изучаемых естествознанием (массы, инертности,
непроницаемости и т. п.), в качестве универсальных и всеобщих. Поэтому
данное определение обладает той гибкостью, благодаря к-рой любое открытие
ранее неизвестных и неожиданных свойств материи не может стать в противоречие
с принципиальными основами диалектич. материализма. Рассматривая вторую
сторону осн. вопроса философии - о познаваемости мира - Ленин подчеркнул,
что её нельзя отрывать от первой. Последовательный материалист, признавая
первичность материи и вторич-ность сознания, неизбежно должен признать
и безусловную познаваемость материи. Ленин раскрыл диалектику абсолютного
и относительного в решении вопроса о соотношении материи и сознания. При
решении осн. вопроса философии материя противопоставляется сознанию. Но
"...противоположность материи и сознания,- указывал Ленин,- имеет абсолютное
значение только в пределах очень ограниченной области: в данном случае
исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что
признать первичным и что вторичным За этими пределами относительность данного
противоположения несомненна" (там же, с. 151). Ленин вместе с тем решительно
предостерегал против стирания этой противоположности вообще. Он отмечал,
что факт реальности сознания, его действит. существования не даёт права
отождествлять сознание с материей, считать мысль материальной. Ленин раскрыл
осн. черты материи, её всеобщие и фундаментальные свойства. Это, во-первых,
присущее всей материи свойство отражения, родственное, но не тождественное
ощущению,
присущее
только особым образом организованной материи. Во-вторых, это неисчерпаемость
материи в любых её видах и формах, её бесконечность вглубь. Ленин дал критику
представления об ощущениях как иероглифах, символах или условных знаках.
Ленин развил марксистское учение об истине, раскрыл соотношение
объективной, относительной и абсолютной истины. Он показал мета-физич.
характер трактовки истины в домарксистском материализме и филос. релятивизме.
Для первого характерно непонимание соотношения абсолютного и относительного;
абсолютность истины считалась полностью исключающей её относительность.
Филос. релятивизм противопоставляет относительность истины её объективности
и догматически утверждает, что относительное в познании совершенно исключает
объективное. На деле же объективная истина выступает в форме относит, истины
и содержит в себе элементы абс. истины.
В "М. и э." Ленин обогатил марксистское
учение о роли практики в теории познания. Подчеркнув важнейшее значение
теоретического мышления в познании, Ленин сформулировал положение о неразрывной
связи диалектико-материалистич. теории познания с практикой, подчеркнув,
что "точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой
зрения теории познания" (там же, с. 145), что критерий практики должен
быть включён в основу теории познания. Ленин подверг критике извращение
критерия практики, допускаемое, в частности, прагматизмом. Ленин вскрыл
противоречивую природу критерия практики: с одной стороны, он обладает
нек-рой "неопределённостью", не дающей возможности полностью подтвердить
или опровергнуть то или иное науч. представление и тем самым исключающей
превращение науч. знаний в застывший абсолют; с другой стороны, он настолько
определёнен, что позволяет строго отграничить науч. воззрения от ненаучных
и "...вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма"
(там же, с. 146).
В "М. и э." Ленин разработал дальше ряд
осн. категорий диалектич. материализма. Рассматривая движение,
Ленин
с особой силой подчеркнул его неотрывность от материи, необходимость нахождения
материального носителя движения во всех случаях, когда обнаруживаются новые,
ещё не изученные виды движения. Анализируя категории пространства и времени,
Ленин подчеркнул, что движение материи не может происходить иначе, как
в пространстве и времени.
Ленин, анализируя категорию
причинности,
показал,
что с развитием науки представления о ней изменяются, уточняются и углубляются.
Но эта изменчивость, относительность наших представлений не означает, что
причинность не коренится в объективной природе вещей. Ленин показал недопустимость
подмены вопроса об источнике наших представлений о причинности вопросом
об относительности этих представлений, об их изменчивости, о точности формулировки
закона причинности. Критикуя утверждения идеалистов о способности сознания
создавать всеобщие формы существования материи, диктовать природе законы
и т. д., Ленин указал, что осн. идея, общая и Юму и Канту, состоит в отрицании
объективной закономерности природы, в выведении тех или иных принципов,
постулатов, посылок из субъекта, из человеческого сознания. Различие между
юмовской точкой зрения ("ощущение, опыт ничего не говорит нам ни о какой
необходимости") и кантианско-махистской формулой ("человек даёт законы
природе") представляет собой второстепенное различие между агностиками,
к-рые сходятся в главном: в отрицании объективной закономерности природы.
В кн. "М. и э." Ленин рассмотрел новые
достижения науки и дал их материалистич. обобщение. В кон. 19 - нач. 20
вв. естествознание переживало период революции. Новейшие естеств.-науч.
открытия опрокидывали старые метафизич. представления о неделимости атома,
о неизменяемости химич. элементов, о постоянстве массы тел и т. д. Крушение
старых принципов науки и открытие новых свойств материального мира часть
физиков восприняла как кризис, исчезновение материи и отказалась от материализма.
"Кризис физики", по характеристике Ленина, состоит в повороте части учёных-физиков
к идеализму (филос. взглядам к-рых Ленин дал название "физического идеализма"),
происшедшем в обстановке крутой ломки старых понятий под влиянием новых
открытий. В "М. и э." Ленин вскрыл социальные и гносеологич. корни "физич.
идеализма". Он показал, что вся обстановка капиталистич. гос-в мешает учёным
воспринять единственно науч. мировоззрение - диалектич. материализм, физики
"свихнулись" в идеализм гл. обр. потому, что не знали диалектики и поэтому
не сумели "...прямо и сразу подняться от метафизического материализма к
диалектическому материализму" (там же, с. 331). Одной из причин, породивших
"физич. идеализм", является, указывал Ленин, математизация физич. понятий;
успехи науки, позволяющие выразить её законы в форме матем. уравнений,
из к-рых могут быть выведены следствия, оправдываемые на опыте, создают
у нек-рых естествоиспытателей иллюзию, будто разум диктует свои законы
природе, будто "„материя исчезает", остаются одни уравнения" (там же, с.
326). Другая причина кроется в непонимании соотношения между относительным
и абсолютным в познании, в возведении относительности нашего знания в некий
"принцип релятивизма", к-рый - при незнании диалектики - неминуемо ведёт
к идеализму. "Этот вопрос о соотношении релятивизма и диалектики, едва
ли не самый важный в объяснении теоретических злоключений махизма" (там
же, с. 327). Разбирая вопрос о том, являются ли науч. теории отражением
объективной реальности или они, как утверждали "физич." идеалисты, суть
лишь условные знаки, символы, произвольные продукты человеческого разума.
Ленин опроверг эти попытки отрицать объективность науч. знания.
Ленинский анализ кризиса физики и путей
выхода из него имеет общее значение, применимое ко всему естествознанию
в целом. Он нанёс, в частности, сокрушит, удар по т. н. "физиологическому
идеализму", утверждающему, что ощущения не являются отражением внешнего
мира и т. о. скатывающемуся к отрицанию объективной реальности.
Одним из важнейших положений кн. "М. и
э." является доказательство того, что естествознание не безразлично к борьбе
осн. филос. направлений, к борьбе материализма с идеализмом, не "нейтрально"
в этой борьбе. Ленин решительно отверг утверждения бурж. философов о "беспартийности"
естествознания в филос. борьбе.
Ленин показал, что, несмотря на все усилия
махистов, несмотря на идеали-стич. ошибки отдельных, даже очень крупных,
естествоиспытателей, идеализму не удастся свернуть естествознание с материалистич.
пути. Принципы материализма прочно лежат в основе всего естествознания.
Стихийное, философски неоформленное убеждение подавляющего большинства
естествоиспытателей в существовании объективной реальности, в объективной
истинности познания Ленин назвал естеств.-историч. материализмом. Анализируя
общее направление развития естествознания, Ленин сформулировал вывод, имеющий
огромное теоретич. и практич. значение: естествознание не просто расширяет
и укрепляет естеств.-историч. материализм, но неуклонно движется к более
высокой и последоват. форме материализма - диалектич. материализму, переход
к к-рому становится неизбежным. "Современная физика,- писал Ленин,- лежит
в родах. Она рожает диалектический материализм" (там же, с. 332). И это
относится не только к физике, но и ко всему естествознанию вообще. Развитие
совр. науки полностью подтверждает это положение Ленина.
В кн. "М. и э." Ленин подверг критике идеализм
махистов в вопросах познания общества, развил дальше историч. материализм.
Он разоблачил реакц. сущность биол. теорий общества и показал, что претенциозно-пустой
энергетич. и биол. словесностью махисты хотели затушевать непримиримость
классовых противоречий в капиталистич. обществе и доказать, что это общество
придёт к полному миру и благополучию в силу якобы присущей людям "психологической
тенденции к устойчивости". Ленин подверг решительной критике взгляды рус.
махистов А. А. Богданова, С. А. Суворова, В. А. Базарова и др., искажавших
историч. материализм. Ленин назвал нелепой "теорию" Богданова о тождестве
обществ, бытия и обществ, сознания, подверг резкой критике Суворова, к-рый
назвал классовую борьбу явлением отрицательным, противообщественным. Ленин
подчеркнул, что в философии марксизма "...вылитой из одного куска стали,
нельзя вынуть ни одной основной посылки, ни одной существенной части, не
отходя от объективной истины, не падая в объятия буржуазно-реакционной
лжи" (там же, с. 346).
Книга Ленина "М. и э." является образцом
воинствующей марксистской партийности, непримиримой борьбы против всяких
отступлений от революц. марксизма, за коммунистич. мировоззрение. "Новейшая
философия,- писал Ленин,- так же партийна, как и две тысячи лет тому назад.
Борющимися партиями по сути дела... являются материализм и идеализм" (там
же, с. 380). В противовес филос. ревизионистам, к-рые, по выражению Ленина,
плелись "...в хвосте буржуазной профессорской „науки"" (там же, т. 17,
с. 1), Ленин показал, что марксистская философия является боевой наукой
о революц. преобразовании общества, она выражает коренные интересы рабочего
класса.
Труд Ленина "М. и э." имеет огромное междунар.
значение, он находится на вооружении марксистско-ленинских партий в борьбе
с совр. ревизионизмом, активно служит великой цели революц. преобразования
мира. Он оказывает значит, влияние на развитие естествознания, способствует
переходу на позиции диа-лектич. материализма мн. учёных в зап. странах.
Лит.: Окулов А. Ф., Мшвениерадзе В. В., Великое философское произведение творческого марксизма,
М., 1959;
Кедров Б. М., Ленин и революция в естествознании
XX века, М., 1969; его же, Как изучать книгу В. И. Ленина "Материализм
и эмпириокритицизм", М., 1972; Иовчук М. Т., Ленинизм, философские
традиции и современность, М., 1970.
Библ.: Примаковскии А. Н., Труд
В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" на языках народов мира, в
кн.: Великое произведение воинствующего материализма, М., 1959. И. В.
Кузнецов, А. Ф. Оку лов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я