МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ
процесс
планового распределения и организации обращения средств произ-ва, включающий
реализацию выпускаемой социалистич. предприятиями продукции производственно-технич.
назначения и обеспечение ею потребителей. М.-т. с. призвано обеспечивать
увязку произ-ва и потребления продукции во взаимосвязанных отраслях нар.
х-ва, что является одним из важных условий высоких темпов развития экономики.
В свою очередь, планомерная организация сферы обращения средств произ-ва
во многом влияет на эффективность обществ, произ-ва, на результаты хоз.
деятельности предприятий. От своевременного и комплектного обеспечения
потребителей материальными ресурсами зависят ритмичный выпуск продукции,
рост производительности труда, лучшее использование осн. и оборотных фондов
предприятий.
На всех этапах социалистич. строительства
М.-т. с. занимало важное место в расширенном социалистич. воспроизводстве.
Уже в первые месяцы Сов. власти гос-во через хоз. органы приступило к организации
произ-ва продукции и М.-т. с. Были созданы Рабочий контроль (нояб. 1917),
а затем Комиссия использования (1918). В составе Высшего совета народного
хозяйства (ВСНХ) были образованы спец. подразделения по снабжению и сбыту
продукции, к-рые с развитием социалистич. экономики и применительно к конкретным
хоз. задачам совершенствовались и видоизменялись. В 1920 в составе ВСНХ
был создан Совет снабжения и распределения, преобразованный (1921) в Центральное
управление снабжения - Центроснаб. В период восстановления нар. х-ва и
в первые годы индустриализации (1921 - 1929) организация снабжения и сбыта
строилась гл. обр. через тресты и синдикаты (см. Тресты и синдикаты
в СССР), а в годы довоенных пятилеток - через управления снабжения
и сбыта отраслевых объединений и снабсбытовые органы на местах (1929-36).
С созданием пром. наркоматов в их составе последовательно складывалась
отраслевая система снабжения и сбыта, включающая главные управления М.-т.
с. (главснабы) и главные управления по сбыту продукции (главсбыты) с широкой
сетью снабженческих и сбытовых контор, баз и складов в районах сосредоточения
пром-сти. Формирование этой системы завершилось в основном в предвоен.
период (1940). Она функционировала в годы Великой Отечеств, войны 1941-45,
а также в послевоен. период до перехода к управлению промышленностью по
территориальному принципу (1957). В годы войны и в первые послевоен. годы
(1941-47) в целях концентрации ресурсов важнейших видов продукции на нужды
обороны и восстановления нар. х-ва функции обеспечения страны лесом, нефтепродуктами,
углем, металлом были централизованы в соответствующих правительственных
органах. В период управления пром-стью через совнархозы (1957-65) система
организации М.-т. с. была перестроена по территориальному принципу. В экономич.
р-нах были созданы хозрасчётные управления снабжения и сбыта с передачей
им контор, баз и складов б. министерств.
При переходе в соответствии с решениями
Сентябрьского (1965) пленума ЦК КПСС к отраслевой структуре управления
пром-стью была образована общегосударственная межотраслевая система М.-т.
с. Для руководства снабжением нар. х-ва был образован союзнореспубликанский
Гос. комитет Совета Министров СССР по М.-т. с. (Госснаб СССР). На систему
Госснаба СССР возложена реализация планов М.-т. с. и сбыта продукции; обеспечение
межотраслевых кооперированных поставок; установление рациональных хоз.
связей между предприятиями; развитие оптовой торговли средствами
произ-ва; распределение по потребителям продукции, не распределяемой Госпланом
СССР, план произ-ва к-рой утверждается соответствующими мин-вами; контроль
за своевременным выполнением мин-вами, ведомствами и предприятиями планов
поставки продукции; разработка и осуществление мероприятий по совершенствованию
системы и органов М.-т. с. Распоряжения Госснаба СССР по вопросам, входящим
в его компетенцию, являются обязательными для исполнения мин-вами и др.
орг-циями.
Общегосударственная система М.-т. с. сочетает
территориальный и отраслевой принципы построения органов снабжения и сбыта
и основана на тесном взаимодействии её основных звеньев - территориальных
органов снабжения на местах, союзглавснабсбытов и союзглав-комплектов в
центре. Она включает (1973) 58 управлений М.-т. с. в союзных республиках
и районах страны; 24 главных управления по снабжению и сбыту продукции
(союзглавснабсбыты); 12 главных управлений по комплектованию оборудованием,
приборами и изделиями строящихся и реконструируемых предприятий (союзглавкомплекты).
В состав территориальных органов Госснаба
СССР входят хозрасчётные специализированные и универсальные управления
и базы снабжения, оптовые магазины по продаже продукции производственно-технич.
назначения, предприятия по поставке и переработке вторичного сырья, тароремонтные
и лесоторговые орг-ции. Кроме того, в систему входят нефтеснабсбытовые
орг-ции. Для совершенствования управления М.-т. с. на науч. основе созданы
н.-и. и проектные орг-ции, вычислит, центры и машиносчётные станции.
В 1973 общегосударственная система снабжения
обслуживала св. 130 тыс. потребителей, т. е. в 2 раза больше, чем в 1966,
а нефтепродуктами обеспечила всех потребителей в нар. х-ве. Её товарооборот
составляет почти 140 млрд. руб. в год, или св. 60% общего товарооборота
продукции производственно-технич. назначения. Союзглавкомплекты комплектовали
(1973) более 4,5 тыс. строек с общим объёмом капитальных вложений св. 16
млрд. руб.
М.-т. с. организационно оформилось в систему,
управляющую сферой обращения средств произ-ва (см. Обращение).
В
силу своего межотраслевого положения она находится на стыке вертикального
и горизонтального управления экономикой, выступает как централизованная
система регулирования материальными потоками в стране. Общегосударственная
система М.-т. с. даёт возможность организовать сферу обращения,
не сковывая её ведомственными ограничениями и в то же время используя преимущества
отраслевого руководства пром-стью. В отраслевых мин-вах и ведомствах, как
правило, сохранены лишь гл. управления М.-т. с. (главснабы) для выполнения
планово-распределительных функций по важнейшим видам продукции между подведомственными
мин-вами (ведомствами), предприятиями без периферийной сети снабженческих
орг-ции на местах. В нек-рых отраслях, ввиду их специфики, сохранена сеть
периферийных хозрасчётных контор М.-т. с. с базами и складами.
Планирование М.-т. с. осуществляется на
основе балансового метода (см. Балансовый метод в планировании).
План
М.-т. с. представляет собой систему материальных балансов и планов распределения
продукции. Материальные балансы увязывают ресурсы и распределение продукции
по экономич. назначению (на производственно-эксплуатационные нужды, на
капитальное строительство, на рыночный фонд, на создание резервов и т.
д.). Планы распределения обеспечивают адресное выделение материальных ресурсов
по фондо держателям: мин-вам, ведомствам, Советам Министров союзных республик
и т. д. По важнейшим видам продукции, входящим в номенклатуру Госплана
СССР (примерно 1900 наименований), материальные балансы и планы распределения
разрабатывает Госплан СССР (см. Государственный плановый комитет); по
остальным видам широкой номенклатуры (св. 13 тыс. наименований) эту функцию
выполняет система Госснаба СССР.
Кроме того, по ряду видов продукции, преимущественно
внутриотраслевого произ-ва и потребления, балансы и планы распределения
разрабатываются отдельными мин-вами и ведомствами. В целях совершенствования
М.-т. с. решается задача сбалансированности планов, более глубокой проработки
в них вопросов межотраслевого характера, совершенствования методов определения
потребности нар. х-ва в средствах произ-ва и технически обоснованных норм
расхода материалов, широкого использования межотраслевых, межпродуктовых
и региональных балансов произ-ва и распределения продукции.
Бесперебойное и комплектное материальное
обеспечение произ-ва и стр-ва требует чёткой системы реализации планов
снабжения. Это достигается путём выявления территориальными органами снабжения
специфицированной потребности в материальных ресурсах, оптимального прикрепления
союзглавснаб-сбытами поставщиков к потребителям, выдачи нарядов-заказов
пром-сти
на произ-во и поставку продукции, заключения хоз. договоров и организации
контроля за поставками. Регулирование взаимоотношений сторон при этом осуществляется
на основе утверждённого правительством Положения "О поставках продукции
производственно-технического назначения" и особых условий поставок по отдельным
видам продукции, утверждаемых Госснабом СССР совместно с Госарбитражем
СССР.
Важное значение имеет оптимальный выбор
форм снабжения - транзитной или складской. При больших объёмах потребления
продукции наиболее эффективной является транзитная форма снабжения, т.
е. поставка соответствующих видов продукции потребителям непосредственно
от предприятий-изготовителей, минуя посреднические базы. При малых объёмах
потребления предпочтительна складская форма снабжения через базы и склады
снабженческо-сбытовых органов. В этом случае обеспечивается наилучшее маневрирование
материальными ресурсами. С этим связано решение задачи оптимального размещения
материальных запасов. Создание экономически оправданных мобильных запасов
в сфере обращения на базах системы Госснаба СССР позволяет улучшить М.-т.
с. потребителей, снизить у них производств, запасы, ускорить оборачиваемость
совокупных запасов в нар. х-ве, дополнительно вовлечь значит, количество
материальных ценностей в хоз. оборот. Так, за годы восьмой пятилетки (1966-
1970) оборачиваемость средств в запасах в пром-сти ускорилась на 5,2 дня.
Это равноценно дополнит, вовлечению в хоз. оборот материальных ценностей
из запасов на сумму св. 5 млрд. руб. Такая же тенденция продолжается и
в девятом пятилетии (1971-75): только за 1971-72 оборачиваемость средств
ускорилась примерно на 3 дня.
Одним из гл. направлений совершенствования
управления процессом М.-т. с. является развитие экономически целесообразных
прямых длительных хоз. связей между предприятиями. Они создают более гибкие
условия снабжения и сбыта, обеспечивают требуемую ритмичность поставок
продукции, повышают эффективность произ-ва и производительности труда,
улучшают использование производственных фондов предприятий-потребителей
и одновременно способствуют формированию устойчивых портфелей заказов у
поставщиков.
Важное значение имеет также расширение
и совершенствование оптовой торговли средствами произ-ва через территориальные
снабженческо-сбытовые базы, склады и магазины. Оптовая торговля включает
продажу продукции, поставляемую по прямым хоз, связям, через базы, склады,
магазины территориальных органов снабжения, а также комиссионную торговлю
излишками, имеющимися у отдельных предприятий. Она позволяет создать более
гибкие условия для снабжения потребителей в соответствии с их заказами,
лучше выявить действительную потребность в материалах и изделиях предприятий
и орг-ции как по объёму и ассортименту, так и во времени. Для развития
оптовой торговли Госснаб СССР передал территориальным органам снабжения
на распределение св. 12 тыс. групповых наименований продукции. В первую
очередь переведены на снабжение через оптовую торговлю н.-и., проектные,
технологич. орг-ции и др. потребители, получающие продукцию в небольших
количествах. Последовательно будет расширяться круг потребителей и номенклатура
продукции, реализуемой через систему оптовой торговли.
Действовавшие в системе Госснаба СССР в
1972 ок. 750 оптовых магазинов обслуживали 142 тыс. потребителей и реализовали
продукцию на сумму св. 4 млрд. руб. Последовательно расширяются и совершенствуются
формы обслуживания потребителей, состав и качество услуг, предоставляемых
им органами снабжения и сбыта, в т. ч. по централизованной доставке грузов,
к-рая уже превышает св. 70% общего объёма поставок продукции с баз, складов
и магазинов.
Укрепляется материально-технич. база органов
снабжения и сбыта путём стр-ва совр. высокомеханизированного и автоматизированного
складского х-ва, а также реконструкции и технич. оснащения действующих
баз и складов. В управлении М.-т. с. широко применяются экономико-математич.
методы и ЭВМ, внедряются автоматизированные системы управления по снабжению
отдельными видами продукции, а также по комплектованию строек, управлению
территориальными органами снабжения, базами.
Лит.: Материалы XXIV съезда КПСС,
М., 1971; Иванов Н. В., Локшин Э. Ю., Демичев Г. М., Экономика и планирование
материально-технического снабжения промышленности, М., 1969; Л е-бедь А.
Н., Доветов М. Ш., А р и-с т а к о в Ю. М., Материально-техническое снабжение
и сбыт в современных условиях, М., 1969; Некоторые проблемы совершенствования
материально-технического снабжения, М., 1970. В. М. Лагуткин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я