МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ И ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
отрасль технич. образования, система подготовки инженеров,
техников и квалифицированных рабочих различного профиля по конструированию,
исследованию, технологии произ-ва, испытанию и эксплуатации машин, приборов,
аппаратов, оборудования и др. Истоки М. и п. о. в России относятся к нач.
18 в., когда в Москве была организована Школа математических и навигацких
наук (1701). Основы теории и практики машиностроения и приборостроения
заложены М. В. Ломоносовым и механиками-изобретателями И. И. Ползуновым,
К. Д. и П. К. Фроловыми, И. П. Кули-биным, Е. А. и М. Е. Черепановыми и
др. Ведущую роль в становлении отечественного М. и п. о. в 19 в. сыграло
Московское технич. уч-ще (осн. в 1830, ныне Московское высшее техническое
училище им. Н. Э. Баумана), в к-ром сформировалась научно-методич.
школа подготовки инженеров-механиков. Развитие М. и п. о. тесно связано
с именами таких учёных, как М. В. Остроградский, П. Л. Чебышев, И. А. Вышнеградский,
Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин, А. С. Ершов, В. Л. Кирпичёв, А. П. Гаврилен-ко,
Н. П. Петров, И. П. Балашов, Ф. Н. Королёв, С. А. Акимов, П. Н. Погорельский,
Н. А. Любимов, Н. А. Зернов, П. В. Фёдоров, Д. К. Советкин, А. М. Михайлов,
М. Я. Киттары. Важное значение для развития М. и п. о. имел состоявшийся
в 1895 в Петербурге съезд деятелей технич. образования. В кон. 19 в. ив
нач. 20 в. созданы политехнич. ин-ты, в к-рых специальности М.ип. о. стали
ведущими: Львовский (1844), Киевский (1898), Петербургский (1902) и Томский
(1896), Донской (1907, Новочеркасск).
После Великой Окт. социалистич. революции
М. и п. о. стало одной из основных отраслей технич. образования. За годы
Сов. власти создано более 200 машиностроит. и приборостроит. вузов и св.
1 тыс. техникумов. Наиболее крупные вузы (1973): МВТУ им. Н. Э. Баумана,
политехнич. ин-ты - Азербайджанский (Баку), Белорусский (Минск), Волгоградский,
Грузинский (Тбилиси), Дальневосточный (Владивосток), Ереванский, Иркутский,
Казахский (Алма-Ата), Киевский, Каунасский, Куйбышевский, Красноярский,
Ленинградский, Львовский, Ново-черкасский, Одесский, Пензенский, Рижский,
Таллинский, Ташкентский, Томский, Уральский (Свердловск), Челябинский;
Всесоюзный (Москва) и Северо-Западный (Ленинград) заочные политехнич. ин-ты;
Ижевский и Ленинградский механические ин-ты; Куйбышевский, Казанский, Московский,
Харьковский авиационные; московские энергетический, автомеханич., автодорожный,
инженерно-физич., полиграфич., станко-инструментальный, физико-технич.,
электронной техники, электронного машиностроения; Ростовский с.-х. машиностроения;
ленинградские авиаприборостроения и точной механики и оптики; Рязанский
радиотехнич. ин-ты.
Группа специальностей М. и п. о. - наиболее
многочисленная среди отраслей технич. образования и подразделяется на подгруппы:
машины, оборудование и технология машиностроит. з-дов; машины и оборудование
горно-металлургич., строит., дорожного, химико-технологич. произ-ва, пищ.
и лёгкой пром-сти; энергетич. и транспортное машиностроение; проектирование,
произ-во и исследование приборов - оптико-электронных, квантовой электроники,
автоматики и телемеханики, вычислит, техники, автоматич, систем управления,
гироскопич., радиотехнич., мед. и др., а также различных уникальных приборов
для исследований в области физики, математики, технич. наук, биологии,
химии, астрономии и др. М. и п. о. предусматривает глубокую общенауч. и
инж. подготовку студентов - изучение общетехнич. и общенауч. дисциплин,
комплекса спец. профилирующих дисциплин, а также самостоят, работу в лабораториях
и на производстве, курсовое и дипломное проектирование и др. Специалисты
направляются на работу в качестве инженеров-конструкторов и исследователей,
инженеров-технологов конструкторских бюро, теоретич. или технологич. отделов,
цехов предприятий, науч. учреждений.
В уч. планах техникумов значит, место занимают
общеобразоват. и общетехнич. предметы. Общетехнич. и спец. дисциплины соответствуют
в основном уч. планам аналогичных вузовских специальностей. Практич. подготовку
уч-ся получают в процессе лабораторных занятий, производств, практики (с
обязательной сдачей квалификационной пробы на рабочий разряд по одной из
рабочих профессий); так же, как в вузе, они выполняют несколько курсовых
и дипломный проекты. Высшее и среднее М. и п. о. осуществляется, как правило,
в системе дневного обучения, по отдельным специальностям - в вечерних и
заочных уч. заведениях (ф-тах, отделениях). Рабочих массовых машиностроит.
и приборостроит. профессий токарей, фрезеровщиков, сварщиков, электромонтажников,
шлифовальщиков и др. готовят проф.-технич. уч. заведения. В 1972 на специальностях
М. и п. о. обучалось в вузах св. 920 тыс. чел., в техникумах-ок. 750 тыс.
чел., приём соответственно составил в вузах - ок. 190 тыс. чел., в техникумах
- ок. 200 тыс. чел., выпуск-ок. 130 тыс. чел., св. 170 тыс. чел.
Науч. и пед. кадры готовятся в аспирантуре,
организованной в большинстве вузов и н.-и. учреждений этого профиля. Право
принимать к защите докторские и кандидатские диссертации по машиностроит.
и приборостроит. специальностям предоставлено вузам.
За рубежом М. и п. о. дают политехнические,
машиностроит. и приборостроительные ин-ты, ун-ты, технич. ун-ты, технологич.
и инж. колледжи и др. Крупнейшие школы М. и п. о. в социалистических странах
- Белградский, Будапештский, Варшавский, Пражский, Софийский политехнические
институты, Дрезденский и Магдебургский технич. ун-ты; в капиталистич. странах
- политехнич. и технологич. ин-ты: Бруклинский, Брюссельский, Вашингтонский,
Венский, Иллинойсский, Калифорнийский, Льежский, Массачусетсский, Миланский,
Парижский, Цюрихский, Эдинбургский; ун-ты: Вашингтонский, Гарвардский,
Калифорнийский, Кембриджский, Оксфордский и др. л. П. Лазарев.
Кр упнейшие монополии общего машиностроения
капиталистического мира (1972, млн. долл.)
|
Год основания
|
Оборот по продаже
|
Активы
|
Собственный капитал
|
Число занятых
(тыс. чел.) |
"Хитати" (Япония)
|
1910
|
4354
|
6272
|
1576
|
151
|
"Мицубиси хэви
индастрис" (Япония) |
1870
|
3981
|
7264
|
663
|
111
|
"Интернэшонал
харвестер" (США) |
1902
|
3493
|
2574
|
1198
|
100
|
"Катерпиллар
трактор" (США) |
1925
|
2602
|
1912
|
1160
|
67
|
"Гутехоффнунгсхютте"
(ФРГ) |
1873
|
2329
|
1873
|
191
|
90
|
"Зингер" (США)
|
1873
|
2218
|
1609
|
763
|
117
|
"Броун, Бовери"
(Швейцария) |
1891
|
1776
|
2247
|
194
|
92
|
"Дир энд Ко"
(США) |
1911
|
1500
|
1554
|
800
|
45
|
"Масси-Фергюсон"
(Канада) |
1847
|
1190
|
1057
|
444
|
46
|
"Комбасчен инджиниринг"
(США) |
1910
|
1180
|
740
|
295
|
35
|
"СКФ" (Швеция)
|
1907
|
1048
|
1357
|
550
|
65
|
"Аллис-Чалмерс"
(США) |
1901
|
960
|
835
|
390
|
28
|
"Бабкок энд Уилкокс"
(США) |
1881
|
956
|
717
|
317
|
34
|
"Студебекер-Уортингтон"2
(США) |
1967
|
879
|
876
|
302
|
27
|
"Зульцер" (Швейцария)
|
1834
|
764
|
1074
|
569
|
37
|
"Шнейдер" (Франция)
|
1836
|
554
|
125
|
209
|
55
|
1 Расположены по размеру оборота
по продаже в убывающем порядке. 2 Образована слиянием "Уортингтон"
(основана в 1916) и "Студебекер" (основана в 1903).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я