Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ И ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ И ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ И ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ отрасль технич. образования, система подготовки инженеров,
техников и квалифицированных рабочих различного профиля по конструированию,
исследованию, технологии произ-ва, испытанию и эксплуатации машин, приборов,
аппаратов, оборудования и др. Истоки М. и п. о. в России относятся к нач.
18 в., когда в Москве была организована Школа математических и навигацких
наук (1701). Основы теории и практики машиностроения и приборостроения
заложены М. В. Ломоносовым и механиками-изобретателями И. И. Ползуновым,
К. Д. и П. К. Фроловыми, И. П. Кули-биным, Е. А. и М. Е. Черепановыми и
др. Ведущую роль в становлении отечественного М. и п. о. в 19 в. сыграло
Московское технич. уч-ще (осн. в 1830, ныне Московское высшее техническое
училище
им. Н. Э. Баумана), в к-ром сформировалась научно-методич.
школа подготовки инженеров-механиков. Развитие М. и п. о. тесно связано
с именами таких учёных, как М. В. Остроградский, П. Л. Чебышев, И. А. Вышнеградский,
Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин, А. С. Ершов, В. Л. Кирпичёв, А. П. Гаврилен-ко,
Н. П. Петров, И. П. Балашов, Ф. Н. Королёв, С. А. Акимов, П. Н. Погорельский,
Н. А. Любимов, Н. А. Зернов, П. В. Фёдоров, Д. К. Советкин, А. М. Михайлов,
М. Я. Киттары. Важное значение для развития М. и п. о. имел состоявшийся
в 1895 в Петербурге съезд деятелей технич. образования. В кон. 19 в. ив
нач. 20 в. созданы политехнич. ин-ты, в к-рых специальности М.ип. о. стали
ведущими: Львовский (1844), Киевский (1898), Петербургский (1902) и Томский
(1896), Донской (1907, Новочеркасск).


После Великой Окт. социалистич. революции
М. и п. о. стало одной из основных отраслей технич. образования. За годы
Сов. власти создано более 200 машиностроит. и приборостроит. вузов и св.
1 тыс. техникумов. Наиболее крупные вузы (1973): МВТУ им. Н. Э. Баумана,
политехнич. ин-ты - Азербайджанский (Баку), Белорусский (Минск), Волгоградский,
Грузинский (Тбилиси), Дальневосточный (Владивосток), Ереванский, Иркутский,
Казахский (Алма-Ата), Киевский, Каунасский, Куйбышевский, Красноярский,
Ленинградский, Львовский, Ново-черкасский, Одесский, Пензенский, Рижский,
Таллинский, Ташкентский, Томский, Уральский (Свердловск), Челябинский;
Всесоюзный (Москва) и Северо-Западный (Ленинград) заочные политехнич. ин-ты;
Ижевский и Ленинградский механические ин-ты; Куйбышевский, Казанский, Московский,
Харьковский авиационные; московские энергетический, автомеханич., автодорожный,
инженерно-физич., полиграфич., станко-инструментальный, физико-технич.,
электронной техники, электронного машиностроения; Ростовский с.-х. машиностроения;
ленинградские авиаприборостроения и точной механики и оптики; Рязанский
радиотехнич. ин-ты.


Группа специальностей М. и п. о. - наиболее
многочисленная среди отраслей технич. образования и подразделяется на подгруппы:
машины, оборудование и технология машиностроит. з-дов; машины и оборудование
горно-металлургич., строит., дорожного, химико-технологич. произ-ва, пищ.
и лёгкой пром-сти; энергетич. и транспортное машиностроение; проектирование,
произ-во и исследование приборов - оптико-электронных, квантовой электроники,
автоматики и телемеханики, вычислит, техники, автоматич, систем управления,
гироскопич., радиотехнич., мед. и др., а также различных уникальных приборов
для исследований в области физики, математики, технич. наук, биологии,
химии, астрономии и др. М. и п. о. предусматривает глубокую общенауч. и
инж. подготовку студентов - изучение общетехнич. и общенауч. дисциплин,
комплекса спец. профилирующих дисциплин, а также самостоят, работу в лабораториях
и на производстве, курсовое и дипломное проектирование и др. Специалисты
направляются на работу в качестве инженеров-конструкторов и исследователей,
инженеров-технологов конструкторских бюро, теоретич. или технологич. отделов,
цехов предприятий, науч. учреждений.


В уч. планах техникумов значит, место занимают
общеобразоват. и общетехнич. предметы. Общетехнич. и спец. дисциплины соответствуют
в основном уч. планам аналогичных вузовских специальностей. Практич. подготовку
уч-ся получают в процессе лабораторных занятий, производств, практики (с
обязательной сдачей квалификационной пробы на рабочий разряд по одной из
рабочих профессий); так же, как в вузе, они выполняют несколько курсовых
и дипломный проекты. Высшее и среднее М. и п. о. осуществляется, как правило,
в системе дневного обучения, по отдельным специальностям - в вечерних и
заочных уч. заведениях (ф-тах, отделениях). Рабочих массовых машиностроит.
и приборостроит. профессий токарей, фрезеровщиков, сварщиков, электромонтажников,
шлифовальщиков и др. готовят проф.-технич. уч. заведения. В 1972 на специальностях
М. и п. о. обучалось в вузах св. 920 тыс. чел., в техникумах-ок. 750 тыс.
чел., приём соответственно составил в вузах - ок. 190 тыс. чел., в техникумах
- ок. 200 тыс. чел., выпуск-ок. 130 тыс. чел., св. 170 тыс. чел.


Науч. и пед. кадры готовятся в аспирантуре,
организованной в большинстве вузов и н.-и. учреждений этого профиля. Право
принимать к защите докторские и кандидатские диссертации по машиностроит.
и приборостроит. специальностям предоставлено вузам.


За рубежом М. и п. о. дают политехнические,
машиностроит. и приборостроительные ин-ты, ун-ты, технич. ун-ты, технологич.
и инж. колледжи и др. Крупнейшие школы М. и п. о. в социалистических странах
- Белградский, Будапештский, Варшавский, Пражский, Софийский политехнические
институты, Дрезденский и Магдебургский технич. ун-ты; в капиталистич. странах
- политехнич. и технологич. ин-ты: Бруклинский, Брюссельский, Вашингтонский,
Венский, Иллинойсский, Калифорнийский, Льежский, Массачусетсский, Миланский,
Парижский, Цюрихский, Эдинбургский; ун-ты: Вашингтонский, Гарвардский,
Калифорнийский, Кембриджский, Оксфордский и др. л. П. Лазарев.

Кр упнейшие монополии общего машиностроения
капиталистического мира (1972, млн. долл.)


















































































































































































































































Год основания


Оборот по продаже


Активы


Собственный капитал


Число занятых
(тыс. чел.)


"Хитати" (Япония)


1910


4354


6272


1576


151


"Мицубиси хэви
индастрис" (Япония)


1870


3981


7264


663


111


"Интернэшонал
харвестер" (США)


1902


3493


2574


1198


100


"Катерпиллар
трактор" (США)


1925


2602


1912


1160


67


"Гутехоффнунгсхютте"
(ФРГ)


1873


2329


1873


191


90


"Зингер" (США)


1873


2218


1609


763


117


"Броун, Бовери"
(Швейцария)


1891


1776


2247


194


92


"Дир энд Ко"
(США)


1911


1500


1554


800


45


"Масси-Фергюсон"
(Канада)


1847


1190


1057


444


46


"Комбасчен инджиниринг"
(США)


1910


1180


740


295


35


"СКФ" (Швеция)


1907


1048


1357


550


65


"Аллис-Чалмерс"
(США)


1901


960


835


390


28


"Бабкок энд Уилкокс"
(США)


1881


956


717


317


34


"Студебекер-Уортингтон"2
(США)


1967


879


876


302


27


"Зульцер" (Швейцария)


1834


764


1074


569


37


"Шнейдер" (Франция)


1836


554


125


209


55





1 Расположены по размеру оборота
по продаже в убывающем порядке. 2 Образована слиянием "Уортингтон"
(основана в 1916) и "Студебекер" (основана в 1903).




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я