МЕБЕЛЬ
(франц. meuble, от лат. mobilis
- подвижной, легко двигающийся), один из основных видов оборудования помещений,
а также садов, парков и улиц. М. (стулья, столы, шкафы, кровати, диваны,
скамьи и т. д.) делится на бытовую (в жилище) и на М. обществ, зданий (в
школах, яслях-садах, конторах, театрах, кафе). М. имеет много подвидов
(напр., столы подразделяются на обеденные, кухонные, письменные и др.).
Применяется также М., сочетающая свойства её нескольких видов (кресло-кровать,
кресло-стол). Совмещение нескольких функций в одном изделии достигается
конструктивной трансформацией либо блокировкой отд. предметов. По своим
конструктивным и технологич. особенностям М. делится на передвижную, встроенную,
навесную и пристенную, на неразборную и сборно-разборную. М. подразделяется
также на жёсткую, мягкую и полумягкую.
Одним из важнейших принципов мебельного
проектирования является группировка предметов в гарнитуры, предназначаемые
для помещений специализированного назначения (столовых, спален, детских
комнат, кухонь и т. п.). М. активно участвует в художеств, организации
интерьера,
составляя
особую отрасль декоративно-прикладного искусства,
а ныне также область
художественного
конструирования. Осн. элементы художеств, языка М.- архитектоника,
пропорции,
масштабность (соразмерность предмета и его отд. частей человеку). В число
художеств, средств М. входят фактура, текстура и цвет, разнообразие к-рых
достигается различными приёмами обработки поверхности изделия (окрашивание,
лакировка и др.). Как элементы декора в М. используется живопись, скульптура,
орнамент.
История развития мебели.
Появление
М. относится ко времени перехода первобытных общин к оседлости. М. развивалась
быстрее у тех племён, которые в силу климатич. условий в большей мере нуждались
в закрытых помещениях. Важнейшей предпосылкой для развития М. служило также
наличие материала, обладающего необходимой прочностью, сравнительно небольшим
весом, податливостью к обработке и отделке. Первое место среди этих материалов
принадлежало дереву. Первоначально для М. выбирались те куски материала,
к-рые ближе всего подходили к требуемой форме. С изменением социально-экономич.
строя и бытового уклада складывались новые типы М. Развитие М. также тесно
связано с развитием художеств, стилей: Отд. стили порождали не только
особые виды и конструкции М., но и новые представления о её композиционных
закономерностях. Кроме того, заметное влияние на декоративные, а отчасти
и композиционные, особенности М. оказывали нац. традиции быта и иск-ва
в целом.
К древнейшим сохранившимся образцам М.
относятся др.-егип. предметы обстановки, предназнач. для фараона и его
приближённых: сундуки, складные табуреты с Х-образным перекрестием опор
(форма, сохранившаяся вплоть до наст, времени); троны с прямой спинкой
и 4-угольным, слегка прогнутым сиденьем; столы прямоугольные на 4 ножках
и круглые на 1 опоре; ложа с прогнутой рамной основой на 4 ножках. Др.-егип.
М. изготовлялась гл. обр. из дерева с помощью топора, пилы, тёсел и др.
инструментов. Её конструкции (ящичные, рамно-филёнчатые) часто обогащались
скульптурными формами, приобретавшими характер тектонич. декора (звериные
лапы и утиные головки, заканчивающие ножки). В отделке М. также широко
использовались ажурные рельефные вставки (в виде символич. изображений
животных, солнечного диска, фараона), золотые накладки, инкрустация из
слоновой кости, стекла, камня. Богатство изобразит, элементов в М. Др.
Египта было, очевидно, связано с тем, что она служила не только утилитарным,
но и ритуальным целям.
У народов тропич. Африки, Америки, Океании
уже в древности были известны низкие дерев, и кам. троны, скамьи, для к-рых
характерны круглые, продолговатые или вогнутые сиденья, опирающиеся на
подставки в виде стилизов. фигурок человека или животного.
Об осн. типах М. Др. Греции, получившей
распространение у большей части населения, можно судить гл. обр. по скульптурным
изображениям и вазописи. Это: сундуки (в к-рых чётко выражена рамно-филёнчатая
конструкция); табуреты на 4 ножках или на Х-образной опоре; стулья с гнутыми
ножками как повседневно употребляемые, так и церемониальные (тронообразные);
ложа на высоких опорах с прогнутой стенкой в изголовье; столы нередко низкие
(что было обусловлено обычаем лежать при трапезе и письме). М. изготовлялась
гл. обр. из дерева (иногда из бронзы), с применением пилы и рубанка. М.
эпохи классики, пришедшая на смену архаич. (близкой по форме и характеру
декора егип.), отличается простотой и ясностью тектоничных, пластически
выразительных форм. В её сдержанном декоре, подчёркивающем конструкцию,
преобладали орнаментальные мотивы (меандр, пальметты, волюты). Эллинистич.
М. свойственны черты декоративной изощрённости (в отделке вновь стали использоваться
"звериные" мотивы архаич. М.).
М. Др. Рима создавалась гл. обр. в духе
др.-греч. образцов. Были выработаны и собственно рим. типы М., напр, ложе
с продольной спинкой (прообраз совр. софы). Получили распространение особые
виды почётной М.: "селла курулис" - стул на скрещивающихся ножках в виде
рогов, служивший в обществ, местах сиденьем для консулов и преторов; "солиум"
- тронообразное сиденье для почётных граждан в храмах, термах. Изготовлялась
и лёгкая плетёная М. из прутьев. В мебельном иск-ве прослеживается развитие
от простоты и непритязательности форм респ. периода к роскоши и великолепию
империи, когда в отделке М. обильно использовались скульптурный декор ("звериные"
мотивы), фигурные аппликации из бронзы и драгоценных металлов.
Византийская бытовая М. не сохранилась,
но известно, что она во многом повторяла формы рим. М. Близость к рим.
образцам подтверждает и сохранившаяся храмовая визант. М. (епископские
троны, кафедры). Но отличит, особенностью последней является неглубокий
рельеф (орнаментальный или фигуративный), нередко почти сплошь покрывающий
плоскости предмета.
Мебельное иск-во ср.-век. Европы почти
не унаследовало антич. традиций. Оно развивалось самостоят, путём. В раннее
средневековье распространились сундуки, табуреты (представлявшие собой
обрубки стволов деревьев), а также столы (в виде досок, покоящихся на козлах),
довольно высокие, что определялось обычаем сидеть на табурете во время
трапезы или письма. В романский период стали использоваться табуреты на
трёх опорах, кресла с высокой спинкой, шкафы, кровати (типа сундука, лишённого
крышки), столы с опорами в виде вертикальных плоскостей. Выполненная способом
ящичной вязки из рубленных топором досок или ошкуренных жердей, романская
М. отличалась лаконизмом массивных форм (нередко украшенных резным геом.,
растит, или ленточным орнаментом), глухой нерасчленённостью объёма. В готич.
период с изобретением заново двуручной пилы (дававшей возможность получать
тонкие доски), а также распространением рамно-филёнчатой каркасной конструкции
(как бы перекликавшейся со структурой готич. архит, сооружений) появилась
более лёгкая и прочная М. Напряжённо вытянутая вверх, она композиционно
членилась на относительно самостоят, поля, нередко заполненные плоскорельефной
или ажурной резьбой в виде готич. архит. мотивов (стрельчатые арки, нервюры),
растит, и геом. узоров, фигурных изображений. Известен довольно обширный
перечень готич. М.: сундуки-лари, поставцы (первоначально тот же сундук,
поставл. на высокие опоры) для хранения посуды, шкафы, кресла, столы, кровати
с дерев, навесом.
О типах ср.-век. рус. М. можно судить гл.
обр. по изобразит, материалам (иконам, фрескам, миниатюрам). Наиболее распространёнными
предметами жилой обстановки были дерев, неподвижные лавки (обычно устанавливавшиеся
вдоль стен всего помещения) и подвижные скамьи (нередко с перекидной спинкой),
служившие не только для сидения, но и для сна, а также прямоуг. столы на
4 опорах, табуреты, сундуки. Эти типы М. (так же, как и мн. типы зап.-европ.
М. романской эпохи), простых и рациональных форм, продолжают существовать
в нар. быту до наст, времени. Ранние (16- 17 вв.) из сохранившихся образцов
рус. М. свидетельствуют об искусном применении в её отделке сочного резного
декора (растит, и геом. мотивы), о разнообразии расцветок.
У большинства народов Азии сложились традиции
использовать в быту вместо М. ковры, стенные ниши, циновки, однако известны
и предметы обстановки, сходные с европейскими. Так, в средневековом Китае
определились разнообразные типы дворцовой и храмовой М. из полированного
или покрытого лаком дерева: столы, этажерки-буфеты, шкафы-сундуки и пр.
Им нередко свойственны горизонт, вытянутость объёмов, плавная изогнутость
внутренне напряжённых форм, подчёркивающий тектонику мелкий орнамент, растит.,
а также в виде мотива облака (резьба, роспись, инкрустация). В странах
Бл. и Ср. Востока в 7-8 вв. появилась деревянная и бронзовая М. для мечетей
и медресе: подставки для корана, 8-гранные столики и др. Воспроизводя формы
мусульманской архитектуры, а иногда и целые типы (напр., стол в виде арочного
павильона), она покрывалась арабесковым орнаментом (резьба, инкрустация).
В Зап. Европе в эпоху Возрождения
(15-16
вв.) совершенствование быта и тяга к комфорту обусловили дальнейшее развитие
мебельных типов. Вошли в употребление 2-ярусные шкафы, кабинеты (ларец
с маленькими ящичками на подстолье) для хранения документов и драгоценностей,
кровати рамной конструкции под балдахином, сундуки со спинкой и локотниками
- "кассапанка" (типично итал. форма), кресла, обитые тканью или кожей.
Изготовляемая преим. из ореха, легко поддающегося обработке, М. (гл. обр.
Италии) отличалась архитектонич. ясностью пластически законченных композиций,
гармонич. сочетанием элементов архит. ордера (членения в форме пилястр,
карнизов, тяг) и заполняющих плоскости филёнок рельефных или жи-всписных
композиций (на религ., мифологич. и др. темы).
В 17 в. с развитием барокко
дворцовая
М. (Италии и Юж. Германии; шкафы, кабинеты, кабинеты-секретеры с откидной
доской для письма), активно использующая архит. мотивы (витые колонны,
разорванные фронтоны), а также скульптурную резьбу и красочную мозаику,
обретает живописную пластику форм, пронизанных динамикой криволинейных
очертаний и беспокойной игрой светотени, порой буквально сливающихся с
декором интерьера.
В эпоху абсолютизма 17-18 вв. во Франции
со сложением пышного парадного интерьера появилось большое разнообразие
типов и форм дворцовой М., отличающейся богатством декорировки. С развитием
классицизма
во
2-й пол. 17 в. стали делать фанерованные кабинеты и 2-створчатые шкафы,
в к-рых строгая торжественность прямоугольных форм сочеталась с сочностью
барочного декора (букеты цветов, растительные узоры). Выполненный в технике
инкрустации (деревом различных пород, перламутром, черепахой, золочёными
металлами), декор плотно покрывал поверхность изделия, вписываясь при этом
в рамки прямоугольных очертаний. В качестве отделки тронообразных кресел
с прямой высокой спинкой и мягких табуретов, предназначенных для дам (учитывалась
пышность наряда), применялись шпалеры, золочение по левкасу. Крупнейший
мастер этой эпохи, сумевший создать свой собственный стиль,- А. Ш. Буль.
С расцветом стиля рококо во 2-й четв. 18 в. на смену монументально-строгим
классицистич. формам приходят интимные, прихотливо динамичные. Излюбленные
типы М. этого периода: комоды с как бы вздутыми к центру формами, бюро
(письменный стол с футляром, закрывающим рабочую плоскость), консольные
столы, софы. Наряду со стационарной М., расставленной вдоль стен, стали
вводиться также многочисл. типы лёгкой, свободно перемещаемой М. небольших
размеров - стулья, кресла со спинками, словно облегающими тело, банкетки.
Все они, обитые единой тканью, вместе с софой образовывали гарнитуры. Для
декора М. рококо были характерны: свободно располагающиеся изящные узоры,
исполненные в технике маркетри; цветы, расписанные по жёлтому, розовому,
голубому или светло-зелёному фону; мотивы кит. иск-ва, нанесённые краской
или золотом по чёрному лаку. Во 2-й пол. 18 в., с определением принципов
нового направления в иск-ве классицизма, корпусная М. (шкафы-буфеты, секретеры,
бюро) обретает лёгкость тектоничных, строго геом. форм с широкими гладями
красного дерева, подчёркнутыми сдержанной бронзовой отделкой (часто в виде
античных орнаментальных мотивов). Особенностью стульев и кресел этого времени,
опиравшихся на прямые каннелированные ножки, стало заметное отделение спинки
от сиденья, в чём также нашзл выражение классицисгич. принцип тектонически
ясного расчленения форм. В числе прославленных мастеров мебельного иск-ва
этой эпохи - Ж. А. Ризенер, Ж. Жакоб, Д. Рентген (нем. мастер, работавший
также во Франции).
В Голландии 17-18 вв. сложилась простая
и практичная М., ориентированная на деловой бюргерский быт: 2-створчатые
шкафы с широким профилиров. карнизом; стулья из точёных стоек и перекладин
с высокой спинкой и трапециевидным сиденьем, нередко обитым кожей; столы
с массивными точёными кувшинообразными ножками. М. подобного типа, но с
обильным скульптурным декором известна с 17 в. в Германии. В сер. 18 в.
своеобразный стиль М., отвечавший вкусу буржуа, определился в Англии, получив
имя своего создателя- Т. Чиппендейла. Изготовленная из красного
дерева, М. этого стиля отличалась сочетанием рациональности форм, ясности
структуры предмета с изяществом линий и прихотливостью узора (мотивы китайского
искусства, готики и рококо). Классицистич. изысканность и лёгкость форм
отличали М. англ, мастеров 2-й пол. 18 в.- Дж. Хеплуайта и Т. Шератона.
В России в кон. 17 - 1-й четв. 18 вв. дворцовая
М. испытала влияние голл. и англ, образцов. Далее она изготовлялась в духе
центр.- и юж.-европ. барокко, рококо, классицизма по проектам архитекторов
В. В. Растрелли, Ч. Камерона, Дж. Кваренги.
С утверждением в странах Европы в 1-й четв.
19 в. позднего классицизма (т. н. ампира) М., нередко буквально
копирующая древние егип., рим. и греч. формы, обретает монументальность
нарочито статичных форм, декорированных крупной рельефной бронзовой отделкой
(с мотивами др.-рим. и др.-егип. иск-ва). Конструктивно ясная, она естественно
вписывалась в интерьер, играя решающую роль в его пространственной организации.
В России лучшие образцы дворцовой и усадебной ампирной М. были созданы
по проектам арх. А. Н. Воронихина, К. И. Росси, В. П. Стасова. Для её изготовления
нередко использовалась карельская берёза, отличающаяся эффектным золотистым
цветом и своеобразным "муаровым" рисунком текстуры; в отделке применялось
резное золочёное дерево, заменявшее бронзу. В Германии и Австрии в 1810-40-е
гг. формы ампира были переработаны в соответствии с представлением о респектабельной
устроенности буржуазного быта в сторону интимности и уюта (см. Бидермейер).
Со 2-й пол. 19 в. с упадком архитектуры
и прикладного иск-ва художеств. качество М. резко падает; в массовой фабричной
продукции начинают господствовать увлечение псевдостилями и не имеющее
функцион. оправдания украшательство. Однако технологич. прогресс (штамповка
древесины, гнутьё дерева) способствовал появлению конструктивно простой
и прочной М. Так, у широких слоев населения стала особым спросом пользоваться
гнутая т. н. венская М. С зарождением стиля модерн (в кон. 19 -
нач. 20 вв.), стремившегося к единству и самостоятельности в художеств,
решении материальной бытовой среды, в М. стали вестись поиски новых конструктивных
форм и фактурно-цветовой выразительности материала. По мерг эволюции "модерна"
формы М. изменялись от причудливо изогнутых, порой асимметричных, к строгим,
рационально обобщённым. В целом М. "модерна" становится менее громоздкой
(постепенно исчезают большие корпусные изделия); начинают применяться стенные
шкафы и ниши. Нередко черты собств. "модерна" в М. сочетались с нац.-романтич.
и неоклассицистич. тенденциями. В России нац. романтика, включавшая в себя
вновь открытое ощущение эстетич. ценности нар. иск-ва, нашла отражение
в М. мастерских Абрамцева и Талашкина (близ Смоленска), а
неоклассицистич. устремления проявились в М. архитекторов И. А. Фомина,
В. А. Щуко. С распространением в нач. 20 в.
рационализма в М. (предшественниками
к-рого ещё в 1880-е- 1890-е гг. были опыты чикагской архитектурной школы)
усилились поиски лаконичных, тектоничных форм на основе использования новых
материалов (стальных труб и полос, клеёной слоистой древесины), особое
значение стало придаваться конструктивной основе предмета и его функциональной
организации (см. Функционализм).
В быт стала внедряться секционная
сборно-разборная и трансформируемая М., разрабатывалась специальная М.
для контор, банков, школ и т. д. К художественному конструированию М. в
1920-е -1930-е гг. обратились мн. архитекторы - представители рационализма
(группа преподавателей "Бяухауза" - В. Гропиус, М. Брёйер, Л. Мне ван дер
РОЭ; Ле Корбюзье во Франции).
В создании советской М. 20-х - 30-х гг.,
предназначенной для жилых домов и обществ, зданий новых типов, к-рые отвечали
вновь возникшим социальным потребностям (дворцы культуры, рабочие клубы),
принимали участие разчичные творческие силы: архитекторы А. В. Щусев, И.
А. Фомин и др., не порывавшие с традициями рус. классицистич. М., и преподаватели
и студенты Вхутемаса (Вхутеина) во гл. с А. М. Родченко, Л. М. Лисицким
и В. Е. Татлиным, опиравшиеся на эстетику конструктивизма.
Последние
предприняли попытки создать функционально целесообразную встроенную и трансформируемую
М. на основе пром. изготовления. Однако промышленность не была подготовлена
к решению такого рода задач. Во 2-й пол. 30-х гг. использование традиц.
форм и конструкций (так же, как и в архитектуре) привело к временному отходу
от новаторских приёмов формообразования и обращению к традициям прошлого.
В М. возникли тенденции парадности, идущие подчас в ущерб решению функциональных
задач.
В 1950-х - нач. 1970-х гг. в странах Зап.
Европы и Америки принципы рационализма в М. получают дальнейшее развитие.
Широко употребляется трансформируемая и секционная сборно-разборная М.
из унифицированных элементов с применением древесностружечных плит, цветных
пластиков и др. новых материалов. При общих конструктивных и эстетич. принципах
совр. М. порой сохраняет черты нац. своеобразия. Особой органичности сочетания
нац. особенностей и новаторства достигли в М. архитекторы-дизайнеры скандинавских
стран (А. Аалто в Финляндии, А. Якобсен в Дании, Б. Матсон в Швеции), с
их пристрастием к красоте текстуры дерева, пластич. гибкости гнуто-выклейных
дерев, деталей и нарочитой грубоватости рельефных фактур тканей. Однако
отсутствие зачастую в унифицированной М. черт своеобразия, а также свойственная
ей порой гипертрофия конструктивности (лишающая М. её главного качества
- причастности к человеку) привели к нек-рому оживлению реставраторских
тенденций.
В СССР во 2-й пол. 50-х- нач. 70-х гг.
с преодолением тенденций украшательства и стилизации, тормозивших развитие
массового серийного произ-ва, развернулось проектирование для жилых и обществ,
зданий простой, экономически и конструктивно рациональной М.: сборно-разборных
шкафов-стеллажей и шкафов-перегородок, встроенных шкафов; трансформируемых
кресел-кроватей, диванов-кроватей; кухонь. В соответствии с проблемой создания
эстетически-гармоничной, гуманистич. по духу предметной среды формы и отделка
М. стали научно определяться в зависимости от физиологии, анатомии и психологии
человека. Эти характерные для совр. М. особенности перекликаются с наиболее
плодотворными идеями мебельного конструирования 20-х - нач. 30-х гг. В
то же время в совр. творч. исканиях нет механич. копирования прошлого.
М. 2-й пол. 50-х - нач. 70-х гг. развивается на новом качественном уровне,
опираясь на высокую технич. базу. Унификация элементов и деталей, внедрение
новых материалов (древесностружечных и древесноволокнистых плит, полиэфирных
лаков и эмалей пластмассы), превращение изготовления М. в механизированный
процесс - осн. черты технич. прогресса, проникшего в мебельное произ-во
(см. Мебельная промышленнсстъ). В результате унификации размеры
М. и её детали стали согласовываться со строительным
модулем, что,
помимо экономич. рентабельности, дало возможность варьировать расстановку
предметов в зависимости от размеров и назначения помещений. Наиболее важным
преимуществом новой М. является возможность объединения нескольких корпусных
предметов различного функционального назначения в общие блоки шкафов, к-рыми
можно членить пространство на функциональные зоны. При этом блоки шкафов
служат как бы фоном для перемещаемых кресел, стульев, столов. В разработке
образцов совр. сов. М. участвуют дизайнеры почти всех союзных республик.
Основываясь на общих эстетич. и технологич. принципах, они привносят в
свои изделия нац. черты (проявляющиеся, в частности, в манере использования
декоративных качеств материала), а также особенности индивидуального творческого
почерка. В числе ведущих мастеров мебельного конструирования 1960-х - нач.
1970-х гг.- Ю. В. Случевский, К. К. Бломериус, Е. С. Бочарова (все - РСФСР),
Э. Вельбри (Эстония), X. Талберг (Латвия), В. Бейга (Литва).
Высокого уровня развития достигло мебельное
иск-во социалистич. стран: ГДР, Чехословакии, Польши, Венгрии и др., где
выпускается большой ассортимент изделий совр. конструкций и форм (как для
жилых, так и для обществ, зданий) из унифицированных элементов с использованием
новейших материалов.
Лит.: СоболевН.И., Стили в мебели,
М., 1939; Попова 3., Русская мебель. Конец 18 века, М., 1957; Соколова
Т. М., Очерки по истории художественной мебели 15 - 19 веков, Л., 1967;
Обзор художественного конструирования мебели, М., 1973; Русская мебель
в Государственном Эрмитаже. [Альбом], Л., 1973; F e u l n e r А., Kunstgeschichte
des Mobels seit dem Altertum. В.. [1927]; H a s 1 и n d О. fo. a.], International
mObellhaandbog, dl 1 - 3, Kbh., 1945-47; CimburewF., HolawJ.. Hoirain W.,
W irth L., Dejiny nabytkoveho umeni, sr. 1 - 3, Brno, 1948 - 50; Boger
L. A., The complet te guide to furniture styles, L., 1961, N. Y., 1969.
Л.
В. Тыдман (история мебели до 2-й пол. 19 в.), Н. А. Луппов
(история
мебели 2-й пол. 19 - 20 вв.).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я