МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
публичное, совокупность
юридич. принципов и норм, регулирующих отношения между гос-вами. М. п.,
как и всякое право, историч. явление, оно начинает формироваться с возникновением
гос-в. Объективные условия существования и развития гос-в вызвали необходимость
установления между ними политич., экономич. и др. отношений и связей, к-рые
постепенно приобретали более или менее регулярный характер, что потребовало
их правового регулирования. На этой основе сложились принципы и нормы права,
к-рые получили затем наименование М. п. (international law, droit international
и т. д.).
Характер и уровень развития межгос. отношений
в ту или иную историч. эпоху определяют содержание и уровень развития М.
п. Однако М. п. всегда носит клас. характер: оно создаётся гос-вами, выражающими
в его нормах свою волю, имеющую классовое содержание.
Отдельные институты М. п. получили значит,
развитие ещё в древности. Это подтверждают памятники права 2 в. до н. э.-
1 в. н. э. (напр., инд. законы Ману, Артхашастра, дипломатич. архивы Египта
в Тель-эль-Амарне). Наиболее развиты были нормы посольского и договорного
права, нек-рые правила ведения войны. В целом М. п. носило региональный
характер (М. п. Индии, М. п. Греции и т. п.), что объяснялось тем, что
междунар. связи охватывали узкие географич. р-ны.
М. п. эпохи рабовладения включало такие
институты и нормы, как неприкосновенность и экстерриториальность послов,
святость заключённых договоров и союзов, третейские суды и посредничество,
защита прав иностранцев, порядок объявления войны, нейтрализация храмов
и др. сооружений, запрет отравленного оружия и др. О классовом характере
М. п. этой эпохи свидетельствуют статьи договоров о взаимопомощи в случаях
восстания рабов, о взаимной выдаче беглых рабов, об объявлении "междунар.
преступлением" таких действий, как призыв рабов к восстанию, и т. д. Теоретич.
положения М. п. имеются в трудах древнегреческих учёных - Полибия (2 в.
до н. э.), Платона (5-4 вв. до н. э.), Аристотеля (4 в. до
н. э.) и римских учёных - Цицерона (1 в. н. э.), Ульпиана (2-Звв.)
и др. Однако наука М. п. в прямом смысле этого слова возникла в эпоху феодализма
и получила своё развитие при капитализме.
Образование феод, гос-в, их раздробленность,
постоянные междоусобные войны вызывали необходимость создания различных
политич. союзов и в то же время потребность в развитии междунар. отношений.
Поскольку для эпохи феодализма характерно огромное количество войн, вопросы
войны занимают значит, место в М. п. и его науке. В 15 в. возник институт
постоянных дипломатич. представителей, в 16 в. в большинстве европ. гос-в
имелись постоянные ведомства внешних сношений. В эту эпоху сложилось консульское
право: консулы наделялись значит, полномочиями в области охраны прав
граждан своей страны за границей, особенно в странах Востока ("режим капитуляций").
Большую
роль в развитии средневекового М. п. сыграли итал. города-республики -
Венеция, Флоренция, Пиза, Генуя и др. Рост морской торговли, связанный
с развитием в недрах феод, общества капиталистич. отношений, способствовал
широкому распространению междунар. морских соглашений; были проведены многочисленные
кодификации обычаев морской торговли: Олеронские свитки, Консолато
дель Маре и др. В начале 17 века был выдвинут принцип свободы открытого
моря (см. также Морское право). Развитые сношения с различными
гос-вами имели Киевская Русь и Рус. централизованное гос-во, где были
выработаны
нормы М. п., в нек-рых отношениях опережавшие уровень тогдашнего европ.
М. п. Напр., на Руси были известны принципы гос. правопреемства, освобождения
пленных не только за выкуп, но и безвозмездно, демилитаризации отд. областей
(напр., Вост. Карелии в 1323) и др.
Богословы и юристы ср. веков сформулировали
ряд важных начал М. п., прежде всего в области договорного права (принцип
"пакта
сунт серванда")и права войны (выкуп пленных, защита мирного населения).
В процессе образования нац. и многонац. гос-в и с укреплением верховной
власти складывалось понятие суверенитета. К позднему феодализму
в Зап. Европе относится деятельность голландского юриста и дипломата Гуго
Греция (16-17 вв.) и его продолжателей, заложивших основы бурж. науки М.
п. Хотя М. п. эпохи феодализма имело ряд особенностей, отражавших клас.
природу феод, общества, отд. его институты и нормы сохранились и получили
дальнейшее развитие в период капитализма. Возникновению новых принципов
М. п. содействовали бурж. революции, особенно Великая франц. революция.
Суверенное равенство, независимость, терр. неприкосновенность, невмешательство
во внутр. дела других гос-в, соблюдение договоров - эти принципы были декларированы
буржуазией, боровшейся против сил феод, реакции, в качестве основных начал
междунар. общения, получили закрепление в ряде междунар. актов и постепенно
приобрели характер общепризнанных принципов и норм М. п. В эпоху капитализма
М. п. обогатилось такими институтами и нормами, как признание и правопреемство
гос-в, плебисцит и оптация гражданства, право убежища,
запрет
работорговли, "добрые услуги" и т. д. Серьёзные изменения претерпело
право
войны: были провозглашены принципы допустимости только оборонительных и
справедливых войн, войн в защиту нарушенных прав, гуманного обращения с
ранеными и пленными, уважения прав мирного населения, введены запрет оружия,
причиняющего излишние страдания, каперства и охрана прав нейтральных
гос-в (см. Законы и обычаи войны, Контрибуция, Нейтралитет).
Бурж.
наука М. п. развивалась под большим влиянием Гуго Греция, положившего начало
двум направлениям в бурж. доктрине: естественно-философскому, стремившемуся
установить общие философские основы М. п. (С. Пуфендорф, X. Вольф, Э. Ваттель
в Германии и др.), и позитивному, исходившему из существующих обычаев и
договорной практики гос-в (К. Бейнкерсхук, И. Мозер, Р. Зеч и др.). В 19
в. господствующим в науке М. п. стало историко-позитивное направление,
наиболее видными представителями к-рого были А. Хефтер, Г. Трипель, Ф.
Лист (в Германии), Дж. Уэстлейк, Р. Филимор, Т. Холланд и Л. Оппенхейм
(в Великобритании), Г. Бонфис и П. Фошиль (во Франции), Дж. Мур, У.Лоренс
и Г. Уитон (в США). Значит, вклад в развитие науки М. п. был внесён Россией.
По инициативе России был выработан ряд междунар. актов в области законов
и обычаев войны (Парижская декларация 1856, Женевская конвенция 1864, Петербургская
декларация 1868, Гаагские конвенции 1899 и 1907 и др.). Теоретич. разработку
проблем М. п. вели известные рус. учёные В. Ф. Малиновский, В. А. Незабитовский,
Д. И. Каченовский, Л. А. Комаровский, Ф. Ф. Мартене и др.
Характерная черта буржуазного права - формальное
равенство всех перед законом - присуща и М. п. эпохи капитализма. Признание
прогрессивных принципов М. п. носило часто исключительно декларативный
характер: на деле они нарушались крупными гос-вами. В целом М. п. эпохи
капитализма служило средством защиты политич. и экономич. интересов буржуазии.
Сфера его действия ограничивалась европ. "цивилизованными" гос-вами и не
распространялась на колониальные страны и народы. В бурж. М. п. не только
сохранились, но и получили развитие такие реакционные нормы и институты
М. п. эпохи феодализма, как война, репрессалии, аннексия, контрибуции,
вассалитет,
режим
капитуляций, протекторат, сферы влияния и т. д.
В 18-19 вв. в науке М. п. довольно широкое
распространение (особенно в Германии) получили нигилистич. теории, отрицающие
М. п. Нередко эти теории служили оправданием милитаристским устремлениям
буржуазии.
В эпоху империализма буржуазия становится
на путь отказа от провозглашённых ею ранее основных принципов М. п., попирая
элементарные нормы междунар. общения. В бурж. науке М. п. получают весьма
широкое развитие разнообразные теории и концепции, гл. назначение к-рых
- оправдание и обоснование агрессивной политики империализма. Наряду с
отрицанием суверенитета и невмешательства как коренных основ М. п. и провозглашением
космополитич. идей "мирового государства" и "мирового правительства", в
бурж. науке возрождаются нигилистич. воззрения на М. п., база к-рого якобы
суживается, пропагандируются теории распада общего М. п. на региональные
системы, создания "междублокового права" и т. д.
Великая Окт. социалистич. революция, открывшая
новую эпоху в развитии человечества, оказала определяющее влияние на дальнейшее
развитие междунар. отношений и положила начало формированию качественно
нового совр. М. п.
М. п., существовавшее к моменту образования
Сов. гос-ва, представляло собой весьма сложный конгломерат принципов и
норм, слож-ившихся в различных исто-рич. условиях. Наряду с принципами
и нормами, направленными на обеспечение мирных отношений между гос-вами,
имелись принципы и нормы, отражавшие и закреплявшие систему нац. угнетения,
колониального господства империалистич. гос-в.
Внося на рассмотрение 2-го съезда Советов
Декрет о мире, В. И. Ленин говорил: "Мы отвергаем все пункты о грабежах
и насилиях, но все пункты, где заключены условия добрососедские и соглашения
экономические, мы радушно примем, мы их не можем отвергать" (Поли. собр.
соч., 5 изд., т. 35, с. 20). Сов. гос-во выступило против всего отжившего
и реакционного в М. п., за развитие его демократич. начал, за внедрение
новых принципов и норм, направленных на обеспечение всеобщего мира, освобождение
народов от нац. и колониального угнетения и развитие между ними всестороннего
сотрудничества на равноправных и добровольных основах. В. И. Ленин выдвинул
принцип мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем.
Под воздействием Сов. гос-ва, и особенно после образования мировой социалистич.
системы, М. п. претерпело коренные изменения. Многие действовавшие ранее
реакционные ин-ты и нормы утратили силу. В важнейших междунар. актах (напр.,
в Уставе ООН) закреплены такие основополагающие принципы, как запрещение
применения силы или угрозы силой в междунар. отношениях, самоопределение
наций и народов, обязательность мирного разрешения споров и др. Получили
дальнейшее развитие демократич. принципы уважения суверенитета, невмешательства
во внутр. дела, равноправия и др.
Эти изменения дают основание говорить о
создании нового, совр. М. п., к-рое закрепляет осн. политич. и правовые
условия мирного сосуществования и направлено на его обеспечение.
Субъектами М. п.- участниками междунар.
правоотношений являются в первую очередь и гл. образом гос-ва. Новые гос-ва
становятся субъектами М. п. независимо от к.-л. акта или волеизъявления
др. участников междунар. общения (см. Признание государства, Правопреемство).
В
силу принципа равноправия и самоопределения народов, закреплённого в Уставе
ООН, и принятия в 1960 Декларации ООН о предоставлении независимости колон,
странам и народам, субъектами совр. М. п. следует считать не только гос-ва,
но и народы и нации, к-рые ещё не реализовали своего права на самоопределение.
Субъектами М. п. признаются также международные организации, образование
и деятельность к-рых не противоречит осн. принципам М. п.
Совр. М. п. содержит общепризнанные принципы
и нормы, т. е. принципы и нормы, признанные всеми гос вами и обя-зат. для
всех гос-в. Отд. нормы М. п. обязательны только для нек-рых гос-в и имеют
локальное значение (напр., нормы договоров, в к-рых участвует ограниченное
число гос-в). Однако непременным условием правомерности и действительности
таких локальных норм, а так-же договорных обязательств двух или более гос-в,
является их соответствие общепризнанным принципам и нормам М. п.
Как принципы, так и нормы М. п. являются
правилами поведения участников междунар. общения и в таком смысле имеют
одинаковое значение. Вместе с тем между этими понятиями существуют и известные
различия. Под общепризнанными принципами М. п. следует понимать исходные
общие и наиболее важные правила поведения субъектов междунар. общения,
руководящие начала междунар. законности. Осн. принципы М. п. закреплены
ныне в Уставе Организации Объединённых Наций, в разработке к-рого
самое активное участие принимал СССР. Ведущими в совр. М. п. являются принципы
ненападения, самоопределения народов, мирного разрешения споров, разоружения,
уважения прав человека, запрещения пропаганды войны. Нормы М. п. являются
конкретными правилами поведения, развивающими и детализирующими принципы
М. п. Советский Союз и др. социалистич. страны выступили инициаторами кодификации
принципов М. п., закреплённых в Уставе ООН, и 25-я сессия Ген. Ассамблеи
ООН приняла в 1970 спец. Декларацию п р ин ц и по в М. п., где сформулированы
нормы, вытекающие из ведущих принципов М. п.
Нормы М. п. регулируют самые разнообразные
отношения между гос-вами в политич., экономич., социальной, культурной
и др. областях. Сотрудничество между гос-вами охватывает всё новые и новые
области, к-рые ранее находились вне пределов междунар.-правового регулирования
(напр., вопросы поддержания мира и безопасности, развития науки, техники
и образования, улучшения условий труда, борьбы с преступностью и т. д.);
появляются совершенно новые области междунар. сотрудничества, к-рые также
попадают в сферу правового регулирования (мирное использование атомной
энергии, охрана окружающей среды, деятельность гос-в в космосе, на дне
морей и океанов и др.).
Создание новых норм М. п., так же как отмена
или изменение действующих, происходит на основе соглашения между гос-вами,
к-рое может быть либо явно выраженным (междунар. договор), либо молчаливым
(междунар. обычай). Соответственно в М. п. принято различать конвенционные
нормы и обычно-правовые нормы. Подавляющее большинство новых норм М. п.
создаётся ныне путём заключения спец. междунар. конвенций (см. Конвенции
международные). Кодификация и прогрессивное развитие М. п. рассматриваются
Уставом ООН в качестве одной из важнейших задач сотрудничества между гос-вами,
для выполнения к-рой создана Комиссия международного права ООН. Прогрессивное
развитие и кодификация М. п. неизменно осуществляются при активном участии
Сов. Союза и др. социалистич. стран.
Важной особенностью совр. М. п. является
ограничение принуждения в целях соблюдения его принципов и норм. Устав
ООН окончательно ликвидировал т. н. право на самопомощь, понимаемое как
право гос-ва самостоятельно и бесконтрольно прибегать к любым принудит,
мерам. Предусмотрев создание централизованного аппарата по применению принудит,
мер, Устав ООН существенно ограничил право на "самооборону", поставив его
осуществление под строгий междунар. контроль спец. органа - Совета Безопасности
ООН.
Нарушение гос-вами своих обязательств влечёт
за собой применение различных санкций в порядке ответственности по М. п.
(см. Ответственность государства). В отд. случаях к ответственности
привлекаются физические лица. Так, в совр. М. п. признаётся принцип индивидуальной
уголовной ответственности (наряду с ответственностью гос-ва) за преступления
против мира, военные преступления и преступления против человечества и
человечности (см. Военные преступники).
Совр. М. п. включает общепризнанные принципы
и нормы, к-рые призваны регулировать отношения между всеми гос-вами, независимо
от их социально-экономич. строя. Однако отношение различных гос-в к этим
принципам и нормам далеко не одинаково. Практика междунар. отношений свидетельствует,
что капиталистич. гос-ва нередко нарушают элементарные начала междунар.
общения, пытаются поставить нормы М. п. на службу политике агрессии и экспансии.
Образование мировой социалистич. системы,
положившее начало формированию нового типа междунар. отношений между гос-вами,
связанными общностью социально-экономич. строя, содействует утверждению
демократич. принципов М. п., оказывает постоянно растущее влияние на междунар.
общение, на соотношение сил на междунар. арене.
Лит.: Курс международного права,
т.1 - 6, М., 1967 - 1973; Т у н к и н Г. И., Теория международного права,
М., 1970. Н. А. Ушаков, В. И. Менжинский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я