МЕЙЕРБЕР

МЕЙЕРБЕР (Meyerbeer) Джакомо (наст,
имя и фам.- Якоб Либман Б е р; Beer) (5.9.1791, Тасдорф, близ Берлина,-2.5.1864,
Париж), композитор. Род. в семье евр. банкира. Муз. образование получил
под рук. М. Клементи (фп.), К. Ф. Цельтера и Г. И. Фоглера, к-рый направил
интерес М. к оперному иск-ву. 1816-24 провёл в Италии, где, овладевая оперным
стилем, писал оперы, из к-рых наибольший успех имела "Крестоносец в Египте"
(1824, Венеция; 1825, Париж). С 1842 М.- генерал-музик-директор в Берлине.
Оригинальный композиторский почерк М. определился к нач. 30-х гг. Был связан
в своём развитии с различными творч. школами (немецкой, италь-янской).
Создал стиль героико-романтич.
большой оперы. Уже ранние его соч.
обнаружили тяготение к героич. темам и образам, к широким концепциям. В
30-40-х гг. для парижского театра им написаны лучшие произв. (на либр.
Э. Скриба), в т. ч. опера "Роберт-Дьявол" (1831, Париж). С наибольшей полнотой
и совершенством оперная концепция М. воплотилась в опере "Гугеноты" (1836,
там же; в России - под назв. "Гвельфы и гибеллины"). В "Пророке" (1849,
там же; в России - под назв. "Осада Гента", затем "Иоанн Лейденский") обнаружились
нек-рые недостатки этого типа оперы, "Африканка" (1865, пост, посмертно)
свидетельствовала о его намечающемся кризисе. Основу оперного стиля М.
составляют сценически-эффектное, напряжённое развитие сюжета, яркие образы
героев, колоритность массовых сцен, психологич. и зрелищные контрасты,
стремление придать драме социальное звучание. Развитие целого подчиняется
чёткой муз.-драматургич. линии с выделением общей и частных (по актам)
кульминаций. М. оказал большое влияние на оперный театр 19 в., однако в
дальнейшем наступила реакция против "мейерберовщины", её внешних эффектов
(порой в ущерб правдивости и эмоциональной естественности). Меньшее значение
имели комич. оперы: "Северная звезда" (1854, Париж) и "Плоэрмельское прощение"
("Динора", 1859, там же). М. принадлежат также кантаты, хоры, орк. произв.,
театр, музыка (в т. ч. музыка к драме "Струэнзе" М. Бера, брата композитора),
фп. пьесы, песни.


Лит.: К р е м л е в Ю. А., Джакомо
Мейербер, [Л.], 1936; Соллертин-ский И. И., Джакомо Мейербер, 2 изд., М.,
1962; Хохловкина А. А., Западноевропейская опера, М., 1962, с. 350-65;
С u r z о n P. H. d e, Meyerbeer, P., [1910J; В е с k е г H., Der Fall
Heine-Meyerbeer, В., 1958. Т.Н.Ливанова.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я