МЕЙЕРХОЛЬДА ИМЕНИ ТЕАТР
советский
драматический театр (Москва). С 1920 работал под названием Театр РСФСР
1-й, в 1922 в качестве Вольной мастерской Мейерхольда при Государственных
высших театральных мастерских вошёл в Театр актёра, преобразованный в конце
того же года в Театр ГИТИСа; с 1923 наз. Театр им. Мейерхольда (с 1926-
Гос. театр им. Мейерхольда). Направление деятельности театра определялось
его руководителем -В. Э. Мейерхольдом и отражало сложный путь развития
его режиссёрского творчества. Все спектакли театра ставились Мейерхольдом
(изредка совм. с др. режиссёрами). Театр открылся "Зорями" Верхарна (1920,
реж. Мейерхольд и и В. М. Бебутов) - торжественным, ораториально-митинговым
зрелищем. Начатая "Зорями" установка на сближение театра с революционной
современностью, на превращение его в средство политич. агитации получила
развитие в спектаклях "Мистерия-Буфф" Маяковского (2-я ред., 1921, реж.
Мейерхольд и Бебутов), "Земля дыбом" Мартине и Третьякова (1923), "Д. Е."
Подгаецкого по Эренбургу (1924). Сатирич. обличению мещанства была подчинена
постановка "Мандата" Эрдмана (1925). В театре впервые нашли своё воплощение
пьесы Маяковского "Клоп" (1929) и "Баня" (1930). Важное значение для развития
сов. театра имели публицистич. спектакли: "Рычи, Китай" Третьякова (1926),
"Последний решительный" Вишневского (1931), "Вступление" Германа (1933).
В то же время в нек-рых постановках на первый план выступало решение формальных
задач, спектакли строились на принципах "биомеханики", близкой конструктивизму
("Великодушный рогоносец" Кроммелин-ка, 1922). Противоречивыми были обращения
театра к классич. драматургии: "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина (1922),
"Лес" Островского (1924), "Ревизор" Гоголя (1926), "Горе уму" по "Горю
от ума" Грибоедова (1928), "33 обморока" ("Предложение", "Медведь" и "Юбилей"
Чехова, 1935). В осуществлении этих пьес драматургия нередко оказывалась
не только полностью подчинённой, но отчасти и деформированной субъективным
видением режиссёра. Трудности, обозначившиеся в жизни театра в сер. 30-х
гг., связанные с пересмотром его руководителем своего творч. опыта, со
стремлением сблизиться с системой психологич. театра (примером чего явилась
постановка "Дамы с камелиями" Дюма-сына, 1934), с нек-рым ослаблением контактов
с сов. драматургией, дали повод для обвинений театра в отрыве от сов. действительности.
В 1938 театр был закрыт. В труппе театра в различные годы были актёры:
М. И. Бабанова, Н. И. Боголюбов, Э. П. Гарин, М. И. Жаров, И. В. Ильинский,
С. А. Мартинсон, Д. Н. Орлов, 3. Н. Райх, Л. Н. Свердлин, М. И. Царёв,
М. М. Штраух; режиссёры: Л. В. Варпаховский, Б. И. Ра-венских, П. В. Цетнерович,
И. Ю.Шлепя-нов, Н. В. Экк и др.
Лит. см. при ст. Мейерхольд
В.
Э.
Б. Н. Ростоцкий.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я