МЕЙНИНГЕНСКИЙ ТЕАТР
немецкий театр.
Существовал с кон. 18 в. в Мейнингене, столице Саксен-Мейнингенского герцогства.
Получил мировую известность в 60-90-х гг. 19 в. Период наибольшего подъёма
творческой жизни театра связан с деятельностью герцога Георга II и режиссёра
Л. Кронека, последнему гл. обр. М. т. и обязан своей славой. В 1874-90
театр гастролировал в Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Австро-Венгрии,
Польше, скандинавских странах, Египте, в России (1885, 1890). Основу его
репертуара составляла по преимуществу классич. драматургия -"Орлеанская
дева", "Мария Стюарт", "Лагерь Валленштейна" Шиллера; "Юлий Цезарь", "Гамлет",
"Макбет", "Венецианский купец" Шекспира. Ставились также пьесы Г. Клейста,
Г. Э. Лессинга, Ф. Грильпарцера, Мольера, Дж. Байрона, Г. Ибсена. М. т.
развивал традиции т. н. "живописной режиссуры" Ф. Дин-гелштедта и Э. Девриента.
Его руководители придавали первостепенное значение зрелищно-постановочной
культуре спектакля, добиваясь историч., этнографии, и бытовой достоверности.
Заслугой театра было утверждение принципа актёрского ансамбля, подчинение
всех компонентов единому замыслу, выразит, разработка массовых сцен. К.
С. Станиславский говорил о большом положит, значении творч. опыта М. т.,
высоко ценил присущие ему "...режиссерские приемы выявления духовной сущности
произведения" (Собр. соч., т. 1, 1954, с. 132), однако указывал, что руководители
театра "...не обновили старых, чисто актерских приемов игры" (там же, с.
130), хотя в их спектаклях и принимали участие талантливые актёры (Л. Барнай,
Л. Теллер, О. Лоренц и др.).
Лит.: Станиславский К. С., Собр.
соч., т. 1, М., 1954, с. 129-32; Ростоцкий Б. И., Мейнингенцы, в кн.: История
западноевропейского театра, т. 5, М., 1970; Winds A., Geschichte der Regie,
В.-Lpz., 1925; Grube M., Geschichte der Meininger, Stuttg.-B., 1926.
Б. И. Ростоцкий.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я