МЕКСИКА

МЕКСИКА

XV. Музыка



Музыка занимала большое место в быту и
художеств., деятельности коренного населения М., в частности древних ацтеков.
В ряде городов существовали спец. школы, где обучали музыке. Песни были
связаны с религ. и культовыми обрядами. Пением и музыкой сопровождались
мн. трудовые процессы. Нек-рые танцы, пантомимы представляли собой своеобразные
"театрализованные действа". Муз. инструментарий включал разнообразные барабаны,
погремушки, колокольчики, ксилофоны, морские раковины с просверлёнными
отверстиями. Основой музыки ацтеков были пентатонные звукоряды., Нек-рое
мелодич. однообразие вокальной музыки возмещалось рит-мич. богатством инструментальной,
использовавшей развитую систему ритмич. многоголосия.


На большей части терр. совр. М. бытует
индейская музыка, испытавшая воздействие исп. и креольской муз. культуры.
Истоки креольской музыки - в ладовой и метроритмич. структуре, а также
в традиционных формах исп. песенной поэзии, но она обладает и специфич.
характером и колоритом, отличающими её от исп. музыки. Наиболее распространённые
песенно-танц. формы креольского фольклора - сон, харабе, уапанго, хабанера;
песенные - кансьон, корридо. Традиционный нар. муз. инструмент -гитара
(разновидности - гитаррон и ха-ранита); популярны скрипка и арфа (старинной
конструкции, без педалей). В инструментальные ансамбли, сопровождающие
танцы во время праздников, часто добавляются трубы.


С нач. 16 в. развивается проф. музыка.
В 1523 монах П. де Ганте осн. в Тескоко первую в стране муз. школу, где
индейцев обучали церк. музыке. В 1527 муз. школа открылась в Мехико. 16-17
вв.-период расцвета церк. музыки, служившей одним из средств обращения
индейцев в христианство. К 18 в. церк. музыка пришла в упадок; светская
же музыка до кон. 18 в. была представлена преим. домашним музицированием.
С нач. 19 в. в столице и крупных городах ставились оперы нтал. композиторов.
В 1825 в Мехико комп. и дирижёр М. Элисага основал первую в стране муз.
академию, в 1826 - симф. оркестр. В 1866 открыта консерватория, реорганизованная
в Нац. консерваторию в 1877. С сер. 19 в. выдвигаются нац. композиторы,
работавшие преим. в жанре оперы: С. Паниагуа-и-Васкес, А. Ортега, М. Мо-ралес.
Их творчество отмечено сильным влиянием европ., особенно итал. оперного
иск-ва. Европ. ориентации придерживались также комп. кон. 19 - 1-й пол.
20 вв. Р. Кастро, Р. Тельо, X. Каррильо, X. Ролон. М. Понсе первым среди
мекс. композиторов обратился к использованию нац. муз. фольклора. Основоположники
нац. композиторской школы -С. Ревуэльтас и К. Чавес (1-я пол. 20 в.). Значит,
вклад в развитие мекс. муз. культуры внесли комп. М. Б. Химе-нес, П. Монкайо,
музыковеды В. Г. Мен-доса, О. Майер-Серра. Среди ведущих муз. деятелей
(1973): комп. Л. Санди, Д. Аяла, Б. Галиндо, Р. Альфтер, дирижёр Л. Эррера
де ла Фуэнте, скрипач Г. Шеринг, пианисты К. Барахас и М. Т. Кастрильон,
гитарист А. Брибье-ска, певица X. Арая, исполнительница нар. песен Э. Касановас.
В Мехико работают Нац. симф. оркестр, Симф. оркестр ун-та, Нац. опера,
Высшая муз. школа при ун-те. Симф. оркестры имеются в ряде провинциальных
городов. Большой популярностью пользуются много-числ. вокально-инструментальные
ансамбли, исполняющие нар. музыку. Выпускается журнал "Nuestra musica".


Лит.: П и ч у г и и П., Сильвестре
Ревуэльтас и мексиканский фольклор, "Советская музыка", 1961, № 5; его
же, Песни мексиканской революции, там же, 1963, № 11; Campos R., El folklore
у la mu-sica mexicana, Мех., 1928; Mayer-Ser-ra O., Panorama de la musica
mexicana, Мех., 1941; Mendoza V. Т., Panorama de la musica tradicional
de Mexico, Мех., 1956; его же, La cancion mexicana, Мех., 1961; Stevenson
R., Music in Aztec and Inca territory, Los Ang., 1968.

П. Ахундов.
XVI. Балет


В основе хореографич. иск-ва М.-танц. фольклор,
к-рый сочетает древние танцы коренного населения индейцев и традиции исп.
танцовщиков. Совр. сце-нич. танец начал формироваться в 1930-х гг. под
влиянием амер. танца "модерн". В результате соединения фольклора и танца
"модерн" возникли своеобразные нац. формы. В 1947 комп. К. Чавес при Нац.
ин-те изящных иск-в организовал Академию мекс. танца (во главе с А. Мерила
и Г. Браво). В 1947 -1963 работала труппа Балет изящных иск-в (финансировалась
гос-вом). С 1947 существует Нац. балет, созданный Браво и X. Лавалье. В
числе коллективов нач. 70-х гг.- Совр. балет Академии мекс. танца (балетм.
Б. Хенкель), труппа Независимый балет (осн. в 1966) и др. Программы этих
трупп чаще всего основываются на танце "модерн". Большое развитие получил
коллектив, выступающий с фольклорным репертуаром -Фольклорный балет М.
(осн. в 1952, балетм. А. Эрнандес; в 1965 гастролировал в СССР; с 1968
наз. Балет пяти континентов, с 1971 - Междунар. фольклорный балет). С 1966
в Мехико проводятся ежегодные конкурсы танца. В 1971 при Академии мекс.
танца создана группа из танцовщиков - исполнителей танцев, характерных
для различи, частей страны. Интерес к европ. балету возник только в 1950-е
гг. В 1952-68 работала балетная группа Концертный балет (в нач. 70-х гг.
получила название Классич. балет), в репертуаре спектакли классич. наследия,
балеты совр. хореографов, а также мекс. балетм. Н. Хаппи, Н. Контрерас
и др. Е. Я. Суриц.
XVII. Драматический театр


В основе театр, иск-ва М.- древние индейские
культовые обряды. С 1597 в Мехико существовал театр под назв. "Дом комедии".
В 16 в. после колонизации страны испанцами миссионеры устраивали во время
празднеств театр, представления на религ. сюжеты с целью распространения
католичества среди индейцев. В 1670 в Мехико открылся первый постоянный
публичный театр "Ко-лисео"; в 18 в. был построен "Нуэво Колисео" (1735);
созданы постоянные театры в Гвадалахаре (1758), Веракрусе (1787) и др.
На сцене ставились только произв. исп. авторов и выступали актёры-испанцы.
Лишь в результате борьбы за независимость в 19 в. мекс. театр постепенно
освобождался от исп. влияния, приобретая нац. черты. В 1823 был открыт
"Театро дель паленке де лос гальос" - первый театр для народа. Началась
подготовка актёров нац. театра на драматич. отделении Нац. консерватории
(с 1877), в "Лицее Мехико" (осн. в 1867), в Консерватории музыки и декламации
(осн. в 1875). События Мекс. революции 1910-17 способствовали углублению
интереса к нац. культуре, фольклору. На сцене мекс. театров появились пьесы
видных драматургов 19-1-й пол. 20 вв.: М. Э. Горостисы, Ф. Гамбоа, X. X.
Руэды, X. X. Гамбоа, М. Давалоса и др. Значит, роль в активизации театр,
жизни сыграла деятельность труппы (осн. в 1917) под. рук. актрисы и режиссёра
В. Фабрегас, к-рая настойчиво пропагандировала произв. мекс. драматургов
- В. М. Диаса Барроса, X. Вильяуррутии, Р. Усигли и др. В 1923 был создан
Союз драматургов, активно участвовавший в создании нац. театр, культуры.
С кон. 20-х гг. возникло движение за обновление театра, организовывались
прогрессивные, т. и. экспериментальные труппы -"Улиссе", "Орьентасьон",
"Театро де аора" и др. В 1946 в Мехико создан Нац. ин-т изящных иск-в,
при к-ром открыта школа, готовящая актёров и режиссёров. С нач. 50-х гг.
большое распространение получило движение университетских театров. Среди
театров Мехико: "Хименес Руэда", "Идальго", "Хола", "Реформа", "Инсур-хентес";
имеются Театр для детей и кукольный театр "Гиньоль", работает Нар. театр
на открытом воздухе. Ставятся пьесы нац. драматургов - М. Э. Горостисы,
Р. Усигли, Э. Карбальидо, С. Маганьи, Л. Г. Басурто, а также классиков
- Эсхила, Софокла, У. Шекспира, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова и др. В числе
деятелей театра: М. Дуглас, И. Лопес Тарсо, Д. дель Рио, X. Гальвес, М.
Т. Монтоя, И. Ретес, Р. Льямас, X. Соле, Секи Сано. Выпускается журнал
"El teatro en Mexico". Существует Нац. музей театра.


Илл. см. на вклейке, табл. VI (стр. 64-65).


Лит.: Magana-Esquivel A., L а га
b R. S., Breve historia del teatro mexicano, Мех., 1958; Maria у Campos
A. d e, Informe sobre el teatro social (XIX -XX), Мех., 1959; Magana-Esqui-v
e i A., El teatro, contrapunto, Мех., [1970]. И. В. Соболева.
XVIII. Кино


С кон. 90-х гг. 19 в. в М. снималась кинохроника,
в 1905 поставлен первый художеств, фильм. Осн. продукция 1910-х гг.- короткометражные
комедии, мелодрамы. В 20-е гг. кинопроизводство резко сократилось из-за
экспансии Голливуда, в 30-е гг. с появлением звука в кино оно стало быстро
расширяться; выпускались многочисл. коммерческие муз. киноленты с участием
популярных певцов. Значит, событием в жизни мекс. деятелей кино явилась
работа сов. кинематографистов во главе с реж. С. М. Эйзенштейном, снимавшим
в 1931-32 фильм о М. В фильмах 30-40-х гг., созданных реж. Э. Гомесом Муриелем,
К. Наварро, Ч. Уруэтой, X. Бустильо Оро, М. Кон-трерасом Торресом, М. Сакариасом
и др., отражались социальные конфликты, ре-волюц. события в истории М.,
жизнь народа. Мировую известность получило творчество реж. Э. Фернандеса,
постановщика прогрессивных, высоких по художеств, уровню кинокартин: "Мария
Канделярия" (1944), "Жемчужина" (1947), "Рио Эскондидо" (1948), "Сельская
девушка" (1949, в сов. прокате -"Мексиканская девушка") и др. Среди лучших
произв. мекс. киноискусства 50 - нач. 70-х гг.: "Корни" (1955, реж. Б.
Алазраки), "Мокрые спины" (1955, реж. А. Галиндо), кинотрилогия о нац.
герое Панчо Вилье, осуществлённая реж. И. Родригесом, "Тисок" (1956, реж.
И. Родригес), "Педро Парамо" (1966, реж. К. Вело),"Партизанка Вильи"(1967,
реж. М. Морайте), "Валентин из Сьер-ры" (1967, реж. Р. Кардена), "Эмилио
Сапата" (1970, реж. Ф. Касальс). В числе кинодеятелей М.: актёры М. Феликс,
Д. дель Рио, И. Лопес Тарсо, А. де Кордова, оператор Г. Фигероа. Снимается
(1972) св. 70 художеств, фильмов в год, работает 2000 кинотеатров. Лит.:
М
и ч е л ь М., Панорама мексиканского кино, в сб.: Мексика, М., 1968; Gal
i л d о A., Una radiografia historica del cine mexicano, Мех., 1968; Ayala
В 1 a n с о J., Aventura del cine mexicano, Мех., [1968].




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я