МЕЛОДИЯ
(от греч. melodia- пение,
напев, песня, мелодия), одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И.
В. Способину). М.-"самая существенная сторона музыки" (С. С. Прокофьев),
простейшая и первичная её форма, главный её элемент, вбирающий в себя выразит,
эффект многих других. Осн. значения термина: последовательный ряд звуков,
связанных между собой в единое целое (М.- линия, в противоположность гармонии,
аккорду как объединению звуков в одновременности); главный голос (напр.,
в выражениях: "М. и сопровождение", "М. и бас"); смысловая и образная цельность,
средоточие муз. выразительности (собственно М.- "музыкальная мысль").
М. сохраняет следы своей изначальной связи
с речью, стихом, телодвижением (напр., в танце). Подобно речи, М. представляет
собой обращение к слушателю с целью воздействия на него, оперирует звуковым
материалом; выразительность М. опирается на определённый эмоциональный
тонус, на такие общие с речью средства, как высота звука, ритм, громкость,
темп, тембровые нюансы и т. д., а также на динамику их изменений. "Речевая
и чисто музыкальная интонация -ветви одного звукового потока" (Б. В. Асафьев).
Однако в отличие от речи М. оперирует ступенчато расположенными тонами
определённой высоты, муз. интервалами; мелодич. звуки имеют ладовую и особого
рода ритмич. организацию.
М.- многосоставный элемент музыки. Главенствующее
положение М. среди др. элементов объясняется возможностью концентрировать
в мелодич. линии действие лада, гармонии, метра, ритма, ленгич. связей
между частями композиции и т. д. Весь этот богатый комплекс элементов музыки
в одноголосном выражении и воспринимается как М. Наиболее специфический
компонент М.- мелодич. линия. Подъёмы и спады в мелодич. линии могут рассматриваться
как отражение породившего М. душевного движения (движение вверх связывается
с эмоциональным подъёмом, вниз - с успокоением). Структура М. основана
на взаимодействии целенаправленного движения звукового потока с ладовыми,
метроритмическими и структурными условиями его оформления. Естественное
взаимоотношение между энергией линии и направленностью мелодич. движения
обусловливает древнейшую модель М.-нисходящую линию, начинающуюся с высокого
звука (Л. А. Мазель: "вершина - источник") и завершающуюся спуском или
падением к нижнему устою. Однако ограничение прямолинейным движением примитивно
н эстетически малопривлекательно. Художеств, интерес составляют всевозможные
его расцвечивания, вуалирующие его усложнения и моменты противоположности.
Тоны мелодич. ствола обрастают ответвлениями, рисунки которых придают М.
гибкость, богатство, эстетическую выразительность:
Н. А. Римски й-К о р с а к о в. "Царская
невеста", ария Марфы.
Анализ мелодической структуры вышеприведённой
арии.
Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница
М.- народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном
творчестве представляют старинные крестьянские М., привлекающие величавой
эпической ясностью, глубиной чувства:
Ты, река ль, моя реченька (свадебная).
Мелодика григорианского хорала в противоположность
античной характеризуется отрешением от связанных с телодвижением моментов
и сосредоточением на смысле текста, возвышенном размышлении. Ритмика строго
не фиксирована и зависит от произнесения текста:
Коммунио. Тон III.
Др.-рус. певческое иск-во типологически
представляет собой параллель зап. григорианскому хоралу, но резко отличается
от него по интонац. содержанию. М. мастеров др.-рус. певческого иск-ва
- ценное культурное достояние рус. народа.
Степенна знаменного распева. Глас 6.
Европейская (в т. ч. и русская) мелодика
нового времени основана не на старинных ладах (как средневековая), а на
мажорно-минорной системе. Эстетически мелодика И. С. Баха, В. А. Моцарта,
Л. Бетховена, Ф, Шуберта, Ф. Шопена, Р. Вагнера, М. И. Глинки, П. И. Чайковского,
М. П. Мусоргского направлена на наиболее полное раскрытие мира человеческой
личности, индивидуума.
Мелодика 20 в. представляет картину большой
пестроты, простираясь от архаики древнейших слоев нар. музыки (И. Ф. Стравинский,
Б. Барток) до приёмов новейших систем композиции (А. Веберн, К. Штокхаузен,
П. Булез, Э. В. Денисов, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрин и др.). Пример совр.
М.:
С. С. Прокофьев. 7-я соната для фортепиано,
часть I.
Лит.: Ш и ш о в И., К вопросу об
анализе мелодического строения, "Музыкальное образование", 1927, № 1/2,
3/4; Т ох Э., Учение о мелодии, пер. с нем., М., 1928; Беляева-Экземллярская
С., Яворский Б., Структура мелодии, М., 1929; КуртЭ., Основы линеарного
контрапункта, пер. с нем., М., 1931; М а з е л ь Л., О мелодии, М , 1952;
Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971; Riemann
H., Neue Schule der Melodik, Hamb., 1883; SchenkerH., Neue musikalische
Theorien und Phantasien, Bd 3, 2. Aufl., W. - Zurich - L., 1956; Szabolcsi
В., Bausteine zu einer Ge-schichte der Melodie, Bdpst, 1959.
Ю. Н. Холопов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я