МЕЛОДРАМА
(от мело... и драм
1)
жанр драматургии; пьеса сострой интригой, преувеличенной эмоциональностью,
резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией.
Возник в кон. 90-х гг. 18 в. во Франции, достигнув наибольшего расцвета
в 30-40-е гг. 19 в. Лучшие образцы М. (пьесы Ж. М. Монвеля, Э. Сувестра,
Ф. Пиа и др.) несли протест против социальной несправедливости, религиозного
фанатизма, показывали нищету и бесправие народа. Но постепенно М. утратила
демократическую, гуманистическую направленность, уступив место внешней
занимательности и слащавой сентиментальности.
В России М. появилась с конца 20-х гг.
19 в. (пьесы Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого и др.). В. Г. Белинский и
Н, В. Гоголь резко критиковали произв. этого жанра за отрыв от насущных
интересов рус. общества, неправдоподобие характеров и положений. В сов.
театре и драматургии интерес к М. возник в первые годы после Великой Окт.
социа-листич. революции. М. Горький и А. В. Луначарский выступали и защиту
М., по существу приравнивая её к социальной драме романтцч. стиля. Отд.
элементы М. характерны для творчества нек-рых совр. драматургов (А. Н.
Арбузов, А. Д. Салынский и др.).
2) Музыкально-драматическое произведение,
в котором монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой, перемежающей
их или звучащей одновременно с ними. Один из ранних образцов такой М.-
лирическая сцена "Пигмалион" Ж. Ж. Руссо (1762). Ряд М. был написан чешским
композитором 18 в. 11. Бендой. Русскому композитору Е. И. Фомину принадлежит
М. "Орфей" (1792).
Лит.: История западноевропейского
театра, т. 3, М., 1963; Г л у м о в А. Н., Несколько значений термина "мелодрама",
в его кн.: Музыка в русском драматическом театре, М., 1955.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я