МЕМОРИАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

МЕМОРИАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ в широком
смысле - любые произведения изобразительного искусства и архитектуры, создаваемые
в память отд. лиц и историч. событий: памятник, монумент, пирамида,
гробница, надгробие, мавзолей, мазар, арка триумфальная, колонна, обелиск,
храм;
в совр. практике - архитектурно-скульпт. комплексы (иногда включающие
в себя произв. и др. видов иск-ва) или произведения архитектуры (мавзолеи,
мемориальные
музеи),
предполагающие пространственно-развитое, ансамблевое решение
образа. На возникновение М. с. нового времени большое воздействие оказала
идея "светского храма" (посвящённого прославлению идеальной человеческой
личности), получившая особое развитие в эпоху Просвещения, с характерным
для неё культом гения; в иск-ве 18-1-й пол. 19 вв. на место традиц. портретной
статуи всё чаще выдвигается архит. монумент, связанный с дикой природой
или пейзажным парком [утопич. проекты франц. (Э. Л. Булле), нем. (Ф. Жилли)
зодчих, многочисл. мавзолеи], возникают М. с., в к-рых культовая функция
или задачи прославления победоносного монарха или полководца отступают
на задний план перед идеей увековечения памяти воинов -нац. героев, павших
в битвах (проект храма-памятника в честь победы в Отечеств, войне 1812,
1815, арх. А. Л. Витберг, илл. см. т. 5, стр. 118; мемориал героев Освободительной
войны 1813 близ Келькхейма, Гессен, 1842-63, арх. Л. фон Кленце и Фр. фон
Гёртнер). На протяжении 19 в. в облике и конструкции М. с. ампир сменяется
эклектикой и псевдостилями, зачастую М. с. приобретают помпезный, ложно-торжественный
вид (монумент Виктору Эммануилу II в Риме, 1885-1911, арх. Дж. Саккони,
илл. см. т. 11, стр. 37; памятник Битвы народов близ Лейпцига, 1898-1913,
арх. Б. Шмиц, скульптор Ф. Мецнер). Многочисл. М. с. 10-30-х гг. 20 в.
(посвящённые преим. жертвам 1-й мировой войны 1914-18), связанные с традициями
"модерна"-
и нац.-романтич. течений, отличаются тягучими, тяжеловесными
ритмами, пристрастием к метафорич. осмыслению мотива человеческого тела,
застывающего в мёртвой материи камня или высвобождающегося из него, иногда
- использованием элементов нар. архитектуры (проект нам. "Мировому страданию",
1915, скульптор И. Д. Шадр; ансамбль Братского кладбища в Риге, 1924-1936,
скульптор К. Зале, арх. А. Бир-зениек и др., илл. см. т. 14, табл. IX,
стр. 192-193; памятник Неизвестному солдату на горе Авала близ Белграда,
1934-38, скульптор и арх. И. Мештро-вич, илл. см. т. 3, табл. VI, стр.
80-81; комплекс в Тыргу-Жиу, 1937-38, скульптор и арх. К. Брынкуши, илл.
см. т. 4, стр. 68).Мемориальные здания и музеи этого периода носят преим.
неокласси-цистич. характер (мемориалы А. Линкольна, 1914-22, арх. Г. Бэкон,
илл. см. т. 4, стр. 343; и Т. Джефферсона, 1939-41, арх. Дж. Р. Поуп и
др.; оба - в Вашингтоне). Особенно многотипны М. с., воздвигнутые после
2-й мировой войны 1939-45, строительство к-рых всё чаще принимает характер
общегосударственного дела. Посвящённые павшим воинам и жертвам фаш. террора,
а Тйкже различным событиям нац. истории, они представляют собой сложные
комплексы архитектуры и организованного ландшафта, пластики и монументально-декоративной
живописи, строятся на симфонически-многообразных контрастах и созвучиях
пространств, планов, создающих то подавленно-скорбное, то зозвышенно-патетич.
настроение; значительно возрастает роль надписей, образно комментирующих
осн. тему М. с. Если в многочисл. М. с., оформляющих кладбища амер. солдат
(кладбище близ Флоренции, 1959, арх. Ф. Мак-Ким, У. Мид и С. Уайт, скульптор
Э. Во и др.), преобладает холодная и несколько абстрактная идеализация,
то лучшие из комплексов, созданных европ. мастерами (комплекс на Виа Аппиа
близ Рима, 1951, арх. Дж. Априле и др., скульпторы Ф. Кочча, Мирко; мемориал
погибшим воинам-освободителям в Мостаре, 1960-1965, арх. Б. Богданович;
М. с. на месте фаш. концлагерей в ГДР: в Бухенвальде, 1958, скульпторы
Ф. Кремер, В. Грци-мек и др., илл. см. т. 4, стр. 171, т. 6, табл. XV,
стр. 384-385; в Заксенхаузене, 1956-60, скульпторы Р. Грец, В. Грци-мек,
автор витражей В. Вомака; в Равенс-брюке, 1956-59, скульпторы В. Ламмерт
и др.; все - арх. Л. Дейтерс, X. Кутцат и др.; парижский подземный мемориал
погибшим в концлагерях, 1961, арх. А. Пенгюссон), не только навевают скорбь
о погибших, но, рождая иллюзию непосредств. близости трагич. событий, воспитывают
активное и сознательное отношение к истории. В новом типе ист. мемориала
(кроме М. с., связанных с последней войной,-пам. силезским повстанцам близ
Катовице, 1949-52, скульптор К. Дуниковский; мемориал на поле Грюнвальдской
битвы 1410, 1959-60, скульптор Е. Бандура) гл. значение приобретает не
сама музейная экспозиция (хотя она и может включаться в комплекс), а выразительность
архитек-турно-пластич. масс, органически связанных с тектоникой естеств.
рельефа, а в гор. окружении - с закономерностями застройки.


М. с. играют важную роль в патриотич. воспитании
сов. людей, в образной, ярко эмоциональной форме напоминая о важнейших
вехах истории народов СССР. К лучшим образцам ранних сов. М. с. относятся
Марсово
поле
в Ленинграде (1917-23, арх. Л. В. Руднев, И. А. Фомин) и Мавзолей
В. И. Ленина
(1924-30, арх. А. В. Щусев, соавтор И. А. Француз) на
Красной площади в Москве. В послевоен. время создание М. с. увенчивает
массовое движение по увековечению памяти советских воинов и жертв фаш.
террора. Наряду с ансамблями, построенными на чередовании эпически-повествовательных
монументально-скульптурных образов, сов. мастера создают комплексы, где
ведущую роль играют экспрессивные сочетания символически-обобщённых элементов,
т. н. монументальных знаков. Среди наиболее значительных сов. М. с. 1940-60-х
гг. мемориалы: героям штурма Кенигсберга в Калининграде (1945-1946, скульпторы
Ю. Микенас, Б. Пунд-зюс, арх. С. С. Нанушьян, И. Д. Мельчаков), воинам
Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1946-1949, скульптор Е. В. Вучетич,
арх. Я. Б. Белопольский и др., илл. см. т. 3, табл. XVIII, стр. 304-305,
т. 5, стр. 511), на Пискарёвском кладбище в Ленинграде (1960, скульпторы
В. В. Исаева и др., арх. А. В. Васильев, Е. А. Ле-винсон), жертвам фаш.
террора в Пир-чюписе (1960, скульптор Г. Йокубонис, арх. В. Габрюнас,
илл. см. т. 14, табл. XXXIX, стр. 544-545) и Саласпилсе (1961-67,
скульпторы Л. В. Буковский, Я. Заринь и др., арх. О. Н. Закаменный и др.,
илл. см. т. 14, табл. X, стр. 192-193), на Мамаевом кургане в Волгограде
(1963-67, скульпторы Е. В. Вучетич и др., арх. Я. Б. Белопольский, В. А.
Дёмин, илл. см. т. 5, табл. XIII, стр. 448-449), "Неизвестному солдату"
в Москве (1967, арх. Д. И. Бурдин, В. А. Климов), в Хатыни (1968-69,
скульптор С. И. Селиханов, архитекторы Ю. М. Градов, В. П. Занкович, Л.
М. Левин, илл. см. т. 3, табл. XIII, стр. 176-177), гигантский комплекс
" Зелёный пояс Славы" вокруг Ленинграда (см. ст. Ленинградская битва
1941-44),
комплекс "Брестская крепость-герой" в Бресте (1966-71, скульпторы
А. П. Кибальников, А. О. Бембель и др.,арх. В. А. Король и др.). Кроме
М. с., посвящённых Великой Отечеств, войне 1941-45, к лучшим сов. М. с.
относятся: Ленинский мемориал в Ульяновске (1967-70, арх. Б. С.
Мезенцев и др.), пам. жертвам геноцида армян 1915 в Ереване (1967, арх.
С. Калашян, А. Тарханян), пам. в честь битвы под Сар-дарапатом (1918) в
Октемберянском р-не Армянской ССР (1968, арх. Р. Исраэлян, скульпторы А.
Арутюнян и др.; илл. см. т. 2, табл. XXII, стр. 256-257), мавзолей "26
бакинских комиссаров" в Баку (1968, арх. Г. Алескеров, А. Гусейнов, скульпторы
И. Зейналов, Н. Мамедов; илл. см. т. 2, табл. XLVI, стр. 528-529), пам.
жертвам фашизма в Аблинге (Литов. ССР; дерево, 1972, скульпторы В. Майорас,
И. Ушкурнис и др., арх. Д. Юхня-вичюте).


Илл. см. на вклейке, табл. VII (стр. 64-65).


Лит.: Историко-революционные памятни-"
ки СССР. Краткий справочник, М., 1972; Советская скульптура наших дней,
[сб.], М., 1973.

М. Н. Соколов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я