МЕМУАРЫ
(франц. memoires, от лат.
memoria - память), воспоминания о прошлом, написанные участниками или современниками
к.-л. событий. Создаются на основе личного опыта их авторов, но осмысленного
в соответствии с их индивидуальностью и обществ.-политич. взглядами времени
написания М. Осн. источником сведений для М. являются воспоминания авторов
о пережитом, но наряду с ними порой используются различная документация,
дневники, письма, пресса и т. п. М. зачастую представляют собой лит. произведения
и составляют особый жанр, разновидностью которого являются автобиографии
и
путевые записки (см. Путешествие). Нек-рые М.- выдающиеся художеств,
произведения ("Исповедь" Ж. Ж. Руссо, "Былое и думы" А. И. Герцена). Часто
М. используются как средство политич. и идеологич. борьбы ("Мысли и воспоминания"
О. Бисмарка; "Воспоминания" С. Ю. Витте и др.), причём реакционные историч.
деятели порой прибегают к искажению истины. М. являются и источни-кими
историческими, т. к. в них отражаются события политич. и воен. истории,
культурной жизни, быт и нравы общества и др. Ценность М. для историч. науки
определяется их конкретностью, способностью отразить личное отношение автора
к событиям, в к-рых он участвовал. Но субъективность и тенденциозность
М. осложняют работу исследователя.
Близкие к М. сочинения были известны ещё
в античности ("Анабасис" Ксено-фонта, "Записки о галльской войне" Юлия
Цезаря). Ср. века дали ряд сочинений (гл. обр. в форме хроник, биографий,
житий святых), сходных с М. и содержавших записи о виденном автором.
Возникновение М. в современном понимании связано с Возрождением,
с
осознанием исторического значения человеческой личности, индивидуального
опыта. В 18-20 вв. сложилась большая, разнообразная по форме и всеобъемлющая
по содержанию мемуарная лит-pa. Авторами М. чаще всего являются политич.
и воен. деятели, работники культуры и науки. В России появление М. относится
к 17 в. ("Житие протопопа Аввакума" и др.), расцвет их как лит. жанра начинается
в 18 в. После Великой Окт. социалистич. революции, в связи с демократизацией
культуры и др. областей обществ, жизни, в создании М. участвуют различные
слои сов. народа. Много М. посвящено Окт. революции 1917 и Гражданской
войне 1918-20, Великой Отечеств, войне 1941 -1945 и др. важнейшим событиям
истории СССР. Написание М. требует от их авторов правдивости, точности,
чёткости классовых оценок. В СССР издаются серии М.- "Военные мемуары"
(Воениздат), "О жизни и о себе" (Политиздат), "Литературные мемуары" (Изд-во
художественной литературы).
Лит.: Минцлов С. Р., Обзор записок,
дневников, воспоминаний, писем и путешествий, относящихся к истории России
и напечатанных на русском языке, в. 1-5, Новгород, 1911 -12; История советского
общества
в воспоминаниях современников, т. 1-2 в. 1-2), М., 1958-67; Кар дин В.,
Сегодня о вчерашнем. Мемуары и современность, М., 1961; Черноморский М.
Н-, Работа над мемуарами при изучении истории КПСС, 2 изд., М., 1965; К
у р н о-с о в А. А., Приемы внутренней критики мемуаров, в кн.: Источниковедение.
Теоретические и методические проблемы, М., 1969; ГолубцовВ. С., Мемуары
как источник по истории советского общества, М., 1970; ГинзоургЛ.Я., О
психологической прозе, Л., 1971; Источниковедение истории СССР, М., 1973.
А.
А. Курносое.
Таблица I
Таблица II
Таблица III
Таблица IV
Таблица V
Таблица VI
Таблица VII
Таблица VIII
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
К ст. Мейоз. Морфология мейоза у
самца кузнечика Chorthipus brunneus. Число хромосом - 17 (16 + X): L
- длинные хромосомы, М - средние, S - короткая,
X-
Х-хромосома.
1. Лептотена; тонкие одинарные нити - хромосомы (стрелка). 2. Зиготена;
двойные нити - сконъюгированные хромосомы (стрелка). 3. Пахитена; все хромосомы
конъюгируют попарно, образуя т. н. биваленты; Х-хромосома не имеет партнёра
для конъюгации и остаётся в виде унивалента (X). 4. Диплотена; начало отталкивания
гомологичных хромосом друг от друга в каждом биваленте; гомологичные хромосомы
остаются в контакте только в точках перекреста - хиазмах (стрелка). 5.
Более поздняя диплотена, стрелками показаны хиазмы. 6. Диакинез; на этой
стадии, так же как и в диплотене, легко сосчитать число бивалентов - их
8, и 1 унивалент; в каждом биваленте видны хиазмы. 7. Метафаза I. 8. Анафаза
I; гомологичные хромосомы расходятся к полюсам клетки, в каждой хромосоме
видны 2 хроматиды. 9. Интеркинез. 10. Профаза II. 11 и На. Метафаза II;
число хромосом гаплоидное, в каждой хромосоме видны 2 хооматиды (11с Х-хиомосомой.
На -без неё). 12. Анафаза II: к полюсам пасхолятся хпоматилы от кажлой
хоомосомы.
К ст. Мейсенский фарфор. 1. Кофейник
из чайно-кофейного сервиза с изображением китайцев. Роспись И. Г. Хёрольдта.
1720-е гг. 2. И. И. К е н д л е р. "Продавец галантереи".. 1740-е гг. 3.
Супница из столового "Андреевского сервиза" с изображением российского
государственного герба и креста Андрея Первозванного. Ок. 1743. 4. И. И.
К е н д л е р. "Лебедь" из •"Лебединого сервиза". 1737-41. S. И. И. К е
н д л е р. "Пастораль". 1740-е гг. 6. Чашка с блюдцем из сервиза с пейзажами
в клеймах. 1720-е гг. 7. Блюдо из "Сервиза с драконами". 1730-е гг. 8.
И. И. К е н д л е р. "Арлекин и Коломбина". 1740-е гг. 9. Блюдо с видом
Дрездена по картине Б. Беллотто. Конец 18 в. 10. Поднос с изображением
сцены из русской народной жизни. 1-я четв. 19 в. (Все - Музей керамики
и "Усадьба Кусково XVIII века". Москва.)
К ст. Мексика. 1. Вулкан Попокатепетль.
2. Мексиканское нагорье. Вид местности близ г. Тула. 3. Бухта Калифорнийского
залива. На берегу - г. Гуаймас. 4. Ландшафт Северной Месы (штат Чиуауа).
5. Водопад в Восточной Сьерра-Мадре.
К ст. Мексика. 1-4. Виды городов:
1. Монтеррей. 2. Пуэбла. 3. Таско. 4. Гуанахуато.
К ст. Мексика. 1. Статуи воинов
(атланты храма) в Туле (штат Идальго). Базальт. Культура тольтеков. 10-12
вв. 2. "Битвах Фрагмент росписи храма в Бонампаке (штат Чьяпас). Культура
майя. 2-я пол. 8 в. 3. "Топор" с мужским профилем (из штата Веракрус).
Базальт. Культура тотонаков. 1-8 вв. Собрание К. Ставенхагена. 4. Погребальная
маска. Зелёный камень. Культура ольмеков. 8-4 вв. до н. э. Национальный
музей антропологии. Мехико. 5. Полихромная резьба по алебастру на плафоне
капеллы Росарио в монастыре Санто-Доминго в Оахаке. 1724-31. 6. М. Кабрера.
Портрет поэтессы Хуаны Инее де ла Крус. 1750. Национальный музей истории.
Мехико. 7. Голова св. Диего де Алькала. Дерево. 17 в. Музей религиозного
искусства. Мехико. 8. Д. С и к е и р о с. "Новая демократия". Фрагмент
росписи во Дворце изящных искусств в Мехико. Пироксилин. 1945. 9. X. К.
О р о с к о. "Прощание". Фреска в Национальной подготовительной школе в
Мехико. 1926-27.
К ст. Мексика. 1-6. Сцены из спектаклей:
1. "Жестикулятор" Р. Усигли. <Паласио де бельяс артес>. 2. "Знаки Зодиака"
С. Маганьи. "Паласио де бельяс артес". 3. "Домовые" Л. X. Эрнандес. Театр
"Дель гранеро". 4. "У каждого своя дорога" Л. Г. Басурто. Театр "Лирике".
5. "Борьба жирных" С. Ново. "Театр В. Фабрегас". б. "Тихо, бедные птенчики..."Э.
Кар-бальядо. "Театро дель наранхо". 7. Инструментальный ансамбль "Марьячи
Америка". 8. Вокально-инструментальный ансамбль "Лос трес гальос". 9. Сцена
из балета "Невидимка" Лонгареса. Балетмейстер Э. Норьега. 10-12. Кадры
из фильмов: 10. "Жемчужина". Реж. Э. Фернандес. 1947. 11. "Мокрые спины".
Реж. А. Галиндо. 1955. 12. "Тисок". Реж. И. Родригес. 1956.
К ст. Мемориальные сооружения. 1.
Музей-памятник боевого содружества Советской Армии и Войска Польского в
с. Ле-нино (Белорусская ССР). 1968. Архитекторы Я. Б. Белопольский и В.
И. Хавин, скульптор В. Е. Цигаль. 2. Вход на ул. Наций в мемориальном комплексе
на месте концлагеря Бухенвальд (1958, архитекторы Л. Дейтерс и др.). 3.
Вход в мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой" в Бресте (1966-71,
архитекторы В. А. Король и др., скульпторы А. П. Кибальников и др.). 4.
"Стоять насмерть!". Железобетон, фрагмент памятника-ансамбля героям Сталинградской
битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (1963-67, скульпторы Е. В. Вучетич
и др., архитекторы Я. Б. Белопольский и др.). 5. Памятник жертвам геноцида
армян 1915 года в Ереване. 1967. Архитекторы А. Тарханян, С. Калашян. 6.
Мемориальный комплекс Хатынь (Белорусская ССР). 1968-69. Архитекторы Ю.
М. Градов, В. П. Занкович, Л. М. Левин. 7. Мемориал погибшим в фашистских
концлагерях. Париж. 1961. Архитектор Ж. А. Пенпоссон. 8. Мемориал жертвам
Фашизма в Аблинге (Литовская ССР). Леоево. 1972. Скульпторы В. Майорас.
И. Ушкуонис и др., архитектор
К ст. Мендель А. 1. "На стройке"
("Каменщики за работой"). 1875. Частное собрание. Берлин. 2. "Почести погибшим
в мартовские дни". 1848. Кунстхалле. Гамбург. 3, 5. Подготовительные рисунки
к картине "Железопрокатный завод". Ок. 1872-75. 4. "Железопрокатный завод".
1875. 6. "Театр „Жимназ"". 1856. 7. "В Люксембургском саду". 1876. Музей
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. (3-6 - Национальная
галерея. Берлин.)