МЕНДЕЛЬСОН
Мендельсон-Бартольди
(Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс (3. 2. 1809, Гамбург,- 4. 11.
1847, Лейпциг), немецкий композитор, дирижёр, органист. Происходил из богатой
семьи, получил широкое музыкальное и общее образование. Рано начал играть
на фп., скрипке и сочинять музыку, занимался под руководством К. Ф. Цельтера,
к-рый познакомил М. с И. В. Гёте. Учился в Берлинском ун-те, много путешествовал
по европейским странам. Выступая в концертах как пианист, дирижёр и композитор,
М. быстро завоевал успех и признание. В 1829 по его инициативе и под его
управлением были исполнены в Берлине "Страсти по Матфею" И. С. Баха, послужившие
началом "возрождения" баховской вокальной музыки в 19 в. Пребывание в Италии
(1830) обогатило М. художеств, впечатлениями и отразилось на его творчестве.
В Париже (1832) он сблизился с выдающимися музыкантами, в т. ч. с Ф. Листом;
особый успех имел М. в Лондоне. Вернувшись в Германию, жил в Дюссельдорфе,
где дирижировал на нижнерейнском муз. празднестве, выступал также в Кёльне,
а с 1835 руководил концертами Гевандхауза в Лейпциге. М. положил начало
т. н. лейпцигской школе, в 1843 в Лейпциге по его инициативе была открыта
первая в Германии консерватория, получившая большую известность в стране
и за её пределами; в ней М. вёл класс композиции.
М.- композитор-романтик умеренного направления,
не порывающий с классич. традициями, тонко и гармонично ощущающий природу,
фантастику, нац.-поэтич. образы, но далёкий от бунтарства и порывистой
мятежности. М. написал множество произв. в различных жанрах. Среди оркестровых
сочинений выделяются программные увертюры: "Сон в летнюю ночь" (1826),
"Морская тишь и счастливое плавание" (1828), "Фингалова пещера" (или "Гебриды",
2-я ред. 1832), "Сказка о прекрасной Мелузине" (1833), "Рюи Блаз" (1839).
Из 5 симфоний М. наиболее значительны "Итальянская" и особенно "Шотландская",
навеянные путешествиями юности, но завершённые позже (1833, 1842). Большую
известность приобрёл концерт М. для скрипки с оркестром (1844), вдохновенно-лирический,
цельный и пластичный. В области концертной музыки важное место заняли и
2 концерта М. для фп. (1831, 1837). Среди сочинений для фп. наиболее популярны
одночастные пьесы (рондо), вариации ("Серьёзные вариации", 1841, и др.)
и особенно "Песни без слов" (8 тетрадей, 1832-45) - 48 миниатюр (порой
программных по замыслу), представляющих собой широкий цикл характерных
для М. образов и настроений, воплощённых в классически стройной форме.
Эти пьесы отличаются разнообразием фп. приёмов, однако доступны и в домашнем
музицировании. Хотя М. с юности влекло к оперному жанру, законченных оперных
партитур он не оставил. Высокими художеств, достоинствами обладает музыка
М. к комедии "Сон в летнюю ночь" Шекспира (1842) - тонкое романтич. преломление
сказочной фантастики. При жизни М. большую известность приобрели его оратории
"Павел" (1836) и "Илия" (1847), в к-рых автор развил традиции Г. Ф. Генделя.
Музыка М. оказала заметное влияние на творчество современных ему композиторов;
впоследствии, однако, подражатели М. составили консервативное академическое
направление. В 1874-77 в Лейпциге издано Поли. собр. соч. М. (36 тт.).
Соч.: Briefe einer Reise durch Deutsch-land,
Italien und die Schweiz und Lebensbild von Peter Sutermeister, Zurich,
[1958].
Лит.: В - в а О., Феликс Мендельсон-Бартольди,
СПБ, [1903]; И в а н о в - Б о-рецкий М. В., Мендельсон, М., 1910; Даме
В., Ф. Мендельсон-Бартольди, пер. с нем., М., 1930; В о р б с Г. X., Ф.
Мендельсон-Бартольди. Жизнь и деятельность в свете собственных высказываний
и сообщений современников, [пер. с нем.], М., 1966; Ranft P., Felix Mendelssohn-Bartholdy,
Lpz., [1972]. Т.Н.Ливанова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я