МЁРТВОГО МОРЯ РУКОПИСИ

МЁРТВОГО МОРЯ РУКОПИСИ , находимые
с 1947 в пещерах на зап. побережье Мёртвого м. рукописи на др.-евр., арамейском,
набатейском, греч., лат., си-рийско-палестинском и арабском языках. Материалом
для М. м. р. служили кожа, папирус, а также черепки, медь, дерево. Рукописи
различных р-нов открытия отличаются по содержанию и времени создания.


Кум райские рукописи (р-н Вади - Кумран).
В 11 пещерах Кум-рана найдено ок. 40 тыс. фрагментов рукописей - остатков
примерно 600 произведений: библейских книг, апокрифов и собственных сочинений
общины, условно наз. кумранской. По палеографич. и археологич. данным,
большая часть кум-райских рукописей датируется 2 в. до н. э. - 68 и.
э.
Подавляющее большинство рукописей ещё не издано. Многочисл. фрагменты ветхозаветных
книг и апокрифов представляют различные версии доканонич. текста Ветхого
завета и открывают новую страницу в изучении истории ветхозаветного текста
и библейской критики. Важнейшие произведения кумранской общины: Устав,
Дамасский документ, свиток Войны, Гимны, Комментарии к библейским книгам,
Антологии мессианских и эсхатологич. текстов и др.- отражают идеологию,
социальные воззрения и организац. принципы секты, оппозиционной официальному
иудаизму, уединившейся в Иудейской пустыне (кон. 2 в. до н. э.- 68 н. э.).
Вблизи пещер раскопаны остатки трёх кумранских поселений, в т. ч. развалины
центр, строения общины (Хирбет-Кумран; разрушен римлянами в 68), где были
обнаружены водопровод и цистерны, мастерские и различные хоз. сооружения,
кухня, кладовые, зернохранилища, трапезная, писцовая и др., а также примыкающий
к центр, строению некрополь. Рукописи и археол. памятники свидетельствуют,
что члены кумранской общины жили на коллективистских началах: общая собственность,
обязательный совместный труд и общие трапезы. Основателем и идеологом кумранской
общины является безымянный "Учитель праведности", к-рому, как полагали
кумраниты, бог открыл тайны, неведомые даже пророкам. Кумранская община
была, по-видимому, частью движения ессеев. Дуалистические и мессианско-эсхатологич.
воззрения кумранитов, а также их социальные и организационные принципы
оказали значит, влияние на формировавшиеся в 1 в. н. э. раннехристианские
вбщины.


М а с а д а. [Крепость Масада в юго-зап.
части побережья Мёртвого м., с роскошными дворцами и обширными складами,
была выстроена при Ироде I (1 в. до н. э.), захвачена в 66 ,н. э. крайней
ан-тирим. группировкой - сикариями и стала последним оплотом повстанцев
в Иудейской войне 66-73; разрушена римлянами в 73]. В результате
раскопок 1963-65 здесь обнаружены рукописи на др.-евр., арамейском (в т.
ч. 759 хоз. документов на черепках - "острака"), греч. и лат. яз. Найденные
в Масаде рукописи имеют большое значение также для датировки кумранских
рукописей. Архив Масады ещё не опубликован, за исключением рукописи апокрифич.
соч. Бен-Сиры.


Пещеры Иудейской пусты-н и (Вади - Мураббаат,
Нахал - Хэвер, Нахал - Мишмар и др., в к-рых скрывались последние группы
повстанческой армии Бар-Кохбы). Во время раскопок 1952 и 1960-61,
помимо фрагментов библейских рукописей, в основном совпадающих с масоретской
редакцией, в пещерах этого района обнаружены: архивы деловых, хоз. и юридич.
док-тов (на др.-евр., арамейском, набатейском и греч. яз.), освещающих
социально-эконо-мич. отношения Иудеи и Набатеи в период между Иудейской
войной 66-73 н восстанием Бар-Кохбы (132-135); первые подлинные документы,
относящиеся к периоду восстания Бар-Кохбы, в т. ч. исходящие от самого
вождя восстания. До наст, времени изданы только архивы пещер Вади-Мураббаата.


Хирбет-Мирд (р-н к юго-за-паду от Вади-Кумрана,
в долине Кед-рона). В результате раскопок (1952-53) в Хирбет-Мирд обнаружены
рукописи преимущественно на сирийско-палестин-ском и греч. яз., а также
на араб, яз., относящиеся к ранневизантийскому и арабскому периодам (4
- 8 вв.). Найдены фрагменты новозаветной и апокрифич. лит-ры и деловые
документы, а также фрагмент "Андромахи" Еврипида (6 в.).


Рукописи из Кумрана, Масады, Вади-Мураббаата
и др. р-нов Иудейской пустыни в нек-рой степени заполняют более чем трёхсотлетнюю
лакуну в истории еврейской лит-ры (2 в. до н. э.-2 в. н. э.), а также дают
представление о социальной и идеологич. атмосфере на Бл. Востоке периода
возникновения и развития христианского учения. Издание найденных текстов
осуществляет специально созданный Международный комитет учёных. Изучением
М. м. р. занимается новая отрасль историко-филологич. науки -кумрановедение.


Осн. издания: Burrows M., Trever J., Brownlee
W., The Dead Sea Scrolls of St. Mark's Monastery, v. 1 - 2, New
Haven, 1950 - 51; S u k e n i k E. L. (ed.), The Dead Sea Scrolls of the
Hebrew University, Jerusalem, 1955; Discoveries in the Judaean Desert,
v. 1 - 5, Oxf., 1955-1968; Y a d in Y., The finds from the Bar Kokhba period
in the cave of letters, Jerusalem, 1963; его же, The Ben Sira Scroll from
Masa-da, Jerusalem, 1965; его же, Masada, L., 1967; его же, Bar-Kokhba,
Jerusalem, 1971; В a r - A d о n P., The cave of the treasure. The finds
from the caves in Nahal Mish* mar, Jerusalem, 1971; его же, An additional
Qumran Settlement, "Eretz-Israel", v. X, 1971.


Лит.: А м у с и н И. Д., Рукописи
Мертвого моря, М., I960; его же, Находки у Мертвого моря, М., 1965; его
же,
Тексты Кумрана, М., 1971 (библ. с. 455-91); Ковалёв С. И., Кубланов М-
М., Находки в Иудейской пустыне, М., 1964; Л и в-ш и ц Г. М., Происхождение
христианства в свете Рукописей Мертвого моря, Минск, 1967; Старкова К.
Б., Литературные памятники Кумранской общины, Л., 1973 ["Палестинский сборник*,
24/87]; Bur-chard С h г., Bibliographic zu den Hand-schriften vom Toten
Meet, t. 1 - 2, В., 1957 -1965; "Revue de Qumran", t. 1 - 8, № 1 - 30,
1958-1973; La Sor W. S., Bibliography of the Dead Sea Scrolls. 1948 - 1957,
Pasadena, 1958; Jongeling В., A classified bibliography of the finds in
the Desert of Judah, 1958-1969, Leiden, 1971.

И. Д. Амусин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я