МЕССА

МЕССА (франц. messe, от позднелат.
missa), принятое католич. церковью назв. литургии. Порядок проведения
и состав М. складывались в течение мн. веков; фиксации они подверглись
в основном на Тридентском соборе (1545-63). 2-й Ватиканский собор (1962-65)
внёс изменения в М. (разрешив, напр., вести службу не только на латинском,
но и на местных языках). Песнопения, неизменно входящие в данное богослужение,
составляют т. н. "обычную мессу" (missa ordi-narium). Названия этих песнопений
определяются начальными словами текста: Ки-рие, Глориа, Кредо, Санктус
и Бенедик-тус, Агнус деи. Первоначально песнопения М. были одноголосными,
основой их служил григорианский хорал. Впоследствии, с развитием многоголосия,
появляются композиторские полифонич. обработки песнопений М. и целые "обычные"
М., полностью написанные одним композитором на традиц. текст. Различали
торжественную М. (missa solemnis) и короткую М. (missa brevis), состоявшую,
как правило, из 2-3 первых песнопений "обычной" М. В эпоху Возрождения
М. являлась самым монументальным жанром муз. иск-ва. М. писали Дж. Данстейбл
(Англия), Г. Дюфаи, И. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо (Нидерланды),
Палестрина, А. Вилларт, Дж. Габриели (Италия), Т. Л. де Виктория (Испания).
В более поздний период классич. образцы М. создали И. С. Бах (месса h-moll),
В. А. Моцарт, Л. Бетховен (2 М., 2-я -"Торжественная"), Л. Керубини, Ф.
Шуберт, Ф. Лист, А. Брукнер и др. Заупокойная траурная М.- см. Реквием.



Лит..-Бобровницкий И., О происхождении
и составе римско-католической литургии и отличии ее от православной, 4
изд., К., 1873; Иванов-БорецкийМ. В., Очерк истории мессы, М., 1910; Wagner
P., Geschichte der Messe, Lpz., 1913.

Б. В. Левик.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я