МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ бюджеты местных
органов гос. власти и гос. управления.


В социалистич. странах М. б. являются планами
образования и использования фондов денежных средств, необходимых местным
органам власти для осуществления возложенных на них функций. Составляются
на основе планов развития нар. х-ва. Система М. б. каждой социалистич.
страны обусловливается гос. устройством и построена на принципах демократического
централизма
в управлении нар. х-вом. М. б. утверждаются местными органами
власти и являются неотъемлемой частью гос. бюджета каждой страны (см. Бюджетная
система).



В СССР в соответствии с адм.-торр. делением
страны каждый край, область, округ, район, город, поселковый и сельский
Совет имеет свой М. б. Эти бюджеты органически связаны между собой и включаются
в гос. бюджеты союзных республик, а последние - в Гос. бюджет СССР,
чем организационно закрепляется единство бюджетной системы СССР. Осн. бюджетные
права местных Советов определены Конституцией СССР, конституциями союзных
и авт. республик, зако-нами о бюджетных правах союзных республик и местных
Советов депутатов трудящихся.


Объёмы М. б., включая бюджеты
авт. республик, возросли с 6,6 млрд. руб. в 1950 до 32,2 млрд. руб. в 1972
(почти в 5 раз). На их долю в 1972 приходилось св. 1/3 общего объёма бюджетов
союзных республик и ок. 1/5 объёма Гос. бюджета СССР. Из М. б. финансируются
предприятия и хоз. орг-ции, подведомственные местным Советам, социально-культурные
учреждения (школы, детские сады, больницы и др.), содержание местных органов
власти. В 1972 расходы М. б. составили: на финансирование нар. х-ва - 9,6
млрд. руб., на социально-культурные мероприятия -21,2 млрд. руб.


В М. б. поступают доходы
от предприятий местного подчинения (платежи из прибыли пром., строит.,
коммунальных, торг, и др. предприятий), арендные доходы и местные налоги
и сборы.
Кроме того, в М. б. производятся отчисления от гос. налогов
и доходов в определённых размерах от сумм поступления этих доходов на территории
соответствующих адм. единиц (налога с оборота, подоходного налога с населения,
подоходного налога с колхозов и др.), что повышает заинтересованность местных
Советов в выполнении плана общесоюзных гос. доходов и налогов.


В М. б. может также зачисляться
часть платежей из прибыли предприятий респ. подчинения, а в районные, сел.,
поселковые бюджеты - дополнит, суммы налога с оборота в зависимости от
размеров товарооборота орг-ций потребительской кооперации. В 1967-71 значительно
расширены права местных Советов, что способствует укреплению их материально-финанс.
базы и росту бюджетов.


В капиталистич. странах М.
б. представляют собой годовые сметы вероятных доходов и расходов местных
органов управления. Они утверждаются местными органами и в состав гос.
бюджетов не включаются (т. е. формально они обособлены), но фактически
права местных органов самоуправления, в т. ч. и бюджетные, определяются
актами центр, пр-в. Удельный вес М. б. составляет в Великобритании ок.
30% , во Франции 20% , в США 26% всех ресурсов бюджетной системы. На совр.
этапе М. б. широко используются для гос.-монополистич. регулирования экономики.
За счёт М. б. покрываются все коммунальные расходы, значит, часть затрат
на стр-во и содержание дорог, транспорт, жилищное стр-во, расходы на содержание
полиции, суда, прокуратуры; финансируется т. н. социальная инфраструктура
(расходы на просвещение, здравоохранение и социальное обеспечение). Несмотря
на то, что удельный вес М. б. заметно возрос, остаётся справедливым указание
В. И. Ленина о том, что "не может в буржуазном государстве буржуазия дать
действительно на культурные цели ничего кроме грошей, ибо куши нужны ей
на обеспечение господства буржуазии, как класса" (Поли. собр. соч., 5 изд.,
т. 16, с. 321-22).


Доходы М. б. составляют местные
налоги и сборы (в основном с трудящихся),неналоговые доходы (гл.
обр. от собственности муниципалитетов), местные займы и субсидии из центр,
бюджетов. В общей сумме доходов М. б. в нач. 70-х гг. налоги занимали (в
% ) в США 58, Франции 45, ФРГ почти 40, Великобритании 38; неналоговые
доходы соответственно - 29, 37, 37 и 21. Субсидии гос-ва в доходах М. б.
этих стран колеблются от 13 до 41%. Посредством субсидий центр, пр-во получает
возможность определять направление и масштабы всей деятельности местных
органов управления и по существу направлять их фи-нанс. политику. Л. С.
Величко.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я