МЕТР
1)М. встихосложении, размер
стихотворный, отличающая стихи от прозы ритмич. упорядоченность, в соответствии
с к-рой текст, помимо смыслового (синтаксического) членения, делится на
специфически стиховые метрич. единицы - стопы, стихи, строфы и т.
п. Как схема (эталон) или совокупность правил такого деления, М. охватывает
лишь обязательные для каждой из этих единиц ритмич. признаки. В различных
системах стихосложения такими признаками служат: определённая последовательность
долгих и кратких слогов (метрическое стихосложение), число слогов
(силлабическое
стихосложение), число ударений (тоническое стихосложение),
правильное
чередование ударных и неударных слогов (силлабо-тоническое стихосложение)
и
др. В каждой системе возможны различные схемы построения стиха - частные
М., или размеры (гекзаметр, 4-стопный ямб и т. п.).
Можно выделить два осн. типа лит. стиховых
систем: в одном М. регулирует длительности, в другом - акцентуацию. Первый
- квантитативный (количественный) - тип сложился на стадии слитности поэзии
и музыки; к нему принадлежат стихосложения античное, индийское, арабское
(аруз)
и
др. М. выступает здесь в своей первичной функции, подчиняя речь и музыку
обще-эстетич. принципу меры, выраженному в соразмерности временных величин.
Правила стихосложения сводятся к вписыванию слов в пропорции этих величин
и учитывают только различия слогов по длительности, не считаясь со словесными
ударениями и смысловыми границами. В антич. стихе М. полностью подчинял
себе ритм (движение, "течение" языкового материала); ритмич. акцентуация
(природа к-рой не вполне ясна) была связана не с речевыми акцентами, а
с делением метрич. единиц на 2 части (восходящую и нисходящую, арсис и
тезис) и относилась к собственно муз. стороне стиха. Метрика (теория
стихотворных размеров) первоначально входила в теорию музыки и лишь в эллини-стич.
эпоху была выделена из неё и включена в грамматику.
Когда на рубеже античности и ср. веков
появились стихи, осн. не на длительности, а на числе слогов, ударениях
и рифме, эти чисто речевые стихи получили название "ритмов", в отличие
от "М.", сочинённых по старым правилам, утратившим смысл вследствие отделения
стиха от музыки.
Ср.-век. лат. ритмы принадлежат ко второму
типу стиховых систем - акцентному, или квалитативному (качественному),
достигшему полного развития в поэзии на новых европ. языках и охватывающему
системы силлабич., силлабо-тонич. и тоническую. Стихи этого типа также
отличаются от прозы заданной упорядоченностью, на к-рую перенесено антич.
название "М." (термин встречается уже у Гильома де Магио, 14 в.),
или "размер", хотя он связан не с измерением времени, а со счётом чисто
речевых элементов. Осн. метрич. единица - стих (строка). Гл. признак стиховой
речи - паузы, графически обозначаемые делением на строки (и строфы);
о том, что именно эта система пауз определяет стих, свидетельствуют свободные
стихи, в к-рых всё отличие от прозы выражается графич. делением на
строки, создающим "установку на М.", и паузы, не зависящие от синтаксиса.
Стих, вопреки буквальному зна чёнию слова "стихосложение", не складывается
из временных отрезков, соеди нённых в стопы, а представляет собок целое,
лишь для метрич. счёта разделяемое на части. Термин дольники, обозначающий
стихи с постоянным числом ударений и переменным числом неударных слогов,
можно было бы распространить и на др. системы акцентного типа: в силлабич.
стихах долей является каждый слог, в силлабо-тонич. стихах -стопа (силлабо-тонич.
стопы, в отличие от квантитативных, должны рассматриваться как счётные
доли, а не слагаемые). Повторяемость становится осн. средством выявления
М., тогда как в квантитативном М. равенство есть лишь частный случай соразмерности.
Акцентные метрич. схемы гораздо беднее и однообразнее квантитативных; роль
их заключается не в создании муз, размеренности, отличающей стих от обычной
неупорядоч. речи, а в подчёркивании речевого ритма ударений и пауз и усилении
его эмоционального воздействия. Под ритмом такого стиха обычно подразумевают
свободные элементы, вносящие разнообразие в схему М.: в силлабич. стихе
таково распределение ударений, в рус. силлабо-тонич. стихе - реальная акцентуация
строки, в отличие от метрической, и т. д. Этот ритм не должен рассматриваться
как "отступления от М.", т. к. ритмич. варианты не выходят за пределы инвариантной
схемы М. и не воспринимаются как нарушения нормы. Подлинными ритмич. -"диссонансами"
являются лишь несовпадения стиховых границ с синтаксическими - переносы
(enjambements),
создающие противоречия между двумя системами пауз.
2)М.в музыке - система организации муз.
ритма. Пока музыка, подобно античной, была слита со стихом, муз. М. совпадал
с М. стиха. Благодаря подразделению слогов на долгие и краткие текст мог
служить "мерой" муз. ритма и позволял в вокальной музыке обходиться без
обозначений длительности (хотя в др.-греч. нотации они уже были). Параллельно
с отделением стиха от музыки в нач. ср. веков возникает своего рода "муз.
проза" - григорианский хорал, свободный ритм к-рого не связан определённым
предустановленным порядком. Размеренность в музыке вновь появляется в связи
с поэзией трубадуров и труверов и в кон. 12 в. проникает в церк. музыку,
где мензуральная (размеренная) музыка противопоставляется неразмеренному
григорианскому пению. Подобно античной, мензуральная ритмика строилась
на временных соотношениях; она должна быть отнесена к время-измеряющему
(квантитативному) типу. В ранней мензуральной ("модальной") ритмике господствует
повторение "модусов" - определённых последовательностей долгих и кратких
звуков, сходных с антич. стопами (см. Мензуральная нотация). С 14
в. последовательность длительностей становится свободной, размеренность
выражается в наличии единицы измерения - мензуры или отмечаемого ударами
руки "такта". Увеличение "такта" и деление его более слабыми ударениями
создаёт в нач. 17 в. такт в совр. смысле, где чередование сильных
(тяжёлых) и слабых (лёгких) долей упорядочивает ритм, подобно М. в стихах.
Из теории стиха антич. термин в 19 в. вновь входит в теорию музыки.
Такт - специфически муз. М. эпохи самостоятельного
существования музыки, отделившейся от смежных иск-в. Его нет (вопреки распространённому
заблуждению) в антич. и ср.-век. музыке, в архаичных формах фольклора и
т. п. Как и специфически стиховой М., он строится не на временных, а на
акцентных соотношениях, но более сложных, чем противопоставление сильных
и слабых слогов: начало каждой доли - сильный момент по отношению к её
подразделениям, простые 2- и 3-дольные такты объединяются более сильными
ударениями в сложные такты, состоящие из равных частей, напр. 4- и 6-дольные,
и в смешанные, состоящие из неравных частей, напр. 5-и 7-долыгые. Такая
градация может восприниматься независимо от длительности межударных промежутков.
Тактовые доли, условно принимаемые за равные (в отличие от неравных частей
антич. стоп и мензуральных модусов), в муз. исполнении растягиваются и
сжимаются в самых широких пределах (нотные длительности указывают специфически
музыкальное "время", часто не совпадающее с реальным). Осн. отличие такта
от всех видов стихового М.-непрерывность; обозначение размера в виде дроби
(4/4, 6/8, 3/2 и т. д.) указывает только
акцентную схему (число долей и их величину относительно целой ноты), но
не границы "строк" (их начало с опорной или неопорной доли) и их величину
(на что указывает размер стиха, напр, "четырёхстопный ямб"). Отсутствие
метрич. пауз, разделяющих стихи, исключает возможность enjambements в музыке,
но "ритмич. диссонансы" создаются противоречиями между реальной и метрич.
акцентуацией - синкопами, невозможными в стихах, где метрич. опоры не могут
быть реализованы в аккомпанементе. Эта реализация в музыке необязательна,
такт может превратиться в "воображаемый ритмич. аккомпанемент", поддержанный
инерцией, и даже в чисто графич. указание автора исполнителю. В таких графич.
тактах (встречающихся у Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Листа и др.) обозначающая
сильное время тактовая черта указывает не реальный акцент, а его нормальное
положение и тем самым нормальный или смещённый характер. Эта функция тактовой
черты сохраняется и в "свободных тактах" без единообразной схемы и обозначения
размера (напр., в нек-рых поздних романсах С. В. Рахманинова), к-рые отличаются
от отбрасывающего тактовое деление свободного ритма ("senza misura" - "без
М.") возможностью синкопич. смещений акцентуации.
Принципиальные различия между стиховым
и муз. акцентными М. исключают прямую связь между ними в вокальной музыке
нового времени. Вместе с тем ряд общих черт отличает их от музыкально-стихового
квантитативного М.
Лит.: Денисов Я., Основания метрики
у древних греков и римлян, М., 1888; Т о-машевский Б. В., Русское стихосложение.
Метрика, П., 1923; его же. Стих и язык, М.- Л., 1959; Жирмунский В. М.,
Введение в метрику. Теория стиха, Л., 1925; Ти мо ф е е в Л. И., Основы
теории литературы, М., 1971; Холшевни-ков В. Е., Основы стиховедения. Русское
стихосложение, 2 изд.. Л., 1972; X а р л а п М.Г., О стихе, М., 1966; RossbachA.,
W е s t р h a I R., Griechische Metrik, 3 Aufl., Lpz., 1889; S а г a n
F., Deutsche Verslehre, Munch., 1907; G г о о t A. W. de, Le metre et le
rythme du vers, "Journal de psychologic", 1933, Jsfe 1-4; VerweyA., Rhythmus
und Metrum, Halle, 1934; Сокальский П. П., Русская народная музыка, великорусская
и малорусская, в её строении мелодическом и ритмическом и отличия её от
основ современной гармонической музыки. Харьков, 1888,ч. 2—Ритмическое
строение; Холопова В.Н., Вопросы ритма в творчестве композиторов первой
половины XX века, М., 1971; Харлап М. Г., Ритмика Бетховена, в сб.: Бетховен,
в. 1, М., 1971; Riemann H., System der musikalischen Rhythmik und Metrik,
Lpz., 1903; S а с h s C., Rhuthm and tempo. A study in music history, N.
Y., 1953. М.Г. Харлап.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я