Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > МЕХАНИКО-МATEMATИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МЕХАНИКО-МATEMATИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МЕХАНИКО-МATEMATИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ система
подготовки специалистов высшей квалификации для н.-и. и преподавательской
работы в области математики, механики и смежных с ними отраслей науки,
техники, экономики, пром-сти и с. х-ва. В СССР принято различать общее
математич. образование, к-рое даёт средняя общеобразовательная школа,
где
основы математич. науки изучаются с 1-го класса, специальное и вспомогат.
М.-м. о.


Специальное М.-м. о. дают механико-математич.
и физико-математич. ф-ты (отделения) ун-тов и пед. ин-тов. В России спец.
М.-м. о. впервые стало осуществляться в Академии, ун-те в Петербурге (осн.
в 1726), затем в Моск. ун-те (1755) и Учительской гимназии в Петербурге
(1803). Уже в 18 в. из ун-тов вышли видные деятели рус. математич. науки
и просвещения: С. Е. Гурьев, С. Я. Румов-ский, Т. Ф. Осиповский и др.;
на них большое влияние оказали пед. взгляды Л. Эйлера. В 19 в. спец.
М.-м. о. получило развитие в Казанском, Харьковском, Киевском, Петербургском,
Новороссийском (Одесском), Тартуском (Дерптском) и др. ун-тах, воспитанниками
к-рых были Н. И. Лобачевский, М. В. Остроградский, П. Л. Чебышев, Н. Е.
Жуковский, А. М. Ляпунов и др., ставшие основоположниками новых отраслей
и разделов математики и механики и способствовавшие совершенствованию общего
и спец. М.-м. о. в России. В нач. 20 в. отечественная математич. школа
была представлена такими учёными, как А. М. Ляпунов, А. А. Марков, А. Н.
Крылов (Петербург), Н. Е. Жуковский, Д. Ф. Егоров, Н. Н. Лузин, С. А. Чаплыгин
(Москва), С. Н. Бернштейн (Харьков) и др. Физико-математич. ф-ты ун-тов
готовили преим. преподавателей математики для гимназий, реальных уч-щ,
высших и средних спец. уч. заведений. Университетские курсы достаточно
полно отражали содержание и уровень развития математики и механики того
времени. В этот период механика составляла естеств. часть спец. М.-м. о.


Уже в первые годы Сов. власти ун-ты стали
крупнейшими уч. и науч. математич. центрами. Индустриализация страны потребовала
приближения математич. подготовки специалистов к нуждам развивающейся пром-сти.
В нач. 30-х гг. университетское М.-м. о. подверглось существ, реорганизации.
Были выделены механич. специальности, в первую очередь по аэродинамике,
гидродинамике, теории упругости, общей механике; в уч. планах нашли отражение
совр. науч. идеи (в частности, функциональный анализ, тензорная геометрия
и др.); во мн. ун-тах физико-математич. ф-ты разделены на механико-математич.
и физические, в нек-рых - созданы н.-и. ин-ты механики и математики. В
50-60-е гг. в ун-тах были организованы ф-ты вычислит, математики, кибернетики,
авто-матич. систем управления, в ряде втузов - ф-ты прикладной математики.
Ун-ты готовят математиков и механиков-теоретиков для различных отраслей
нар. х-ва, преподавателей ср. и высшей школы, сотрудников н.-и. учреждений.
Студенты-математики, помимо общенаучных (в т. ч. и математических - математич.
анализ, высшая алгебра, анали-тич. геометрия и др.) дисциплин, изучают
теоретич. механику, теорию функций комплексного переменного, теорию функций
действительного переменного и функциональный анализ, математич. логику,
теорию вероятностей и математич. статистику, дифференциальные ур-ния, математич.
физику и др. В 50-е гг. в уч. планы введены курсы программирования для
ЭВМ, усилена подготовка по вычислит, математике; в большинстве ун-тов созданы
вычислит, центры. Значительно расширилась подготовка специалистов в области
механики, особенно в связи с исследованием космоса, развитием автоматики
и автоматич. систем управления, необходимостью исследования механич. свойств
как старых, так и новых синте-тич. материалов. Студенты-механики получают
основат. математич. подготовку (близкую той, к-рую получают студенты-математики),
изучают теорию упругости, теорию пластичности, гидро- и аэродинамику, сопротивление
материалов и др. Учителей математики для ср. школы в основном готовят пед.
ин-ты. В уч. планах значит, место занимают общема-тематич., общепед. и
методич. дисциплины. Студенты изучают основания арифметики и геометрии,
теорию вероятностей, математич. логику, курс математич. машин и программирование
для ЭВМ, общую физику и астрономию. Большое внимание уделяется курсу элементарной
математики, методике преподавания математики, пед. практике в школе. В
нек-рых пед. ин-тах подготовка учителей ведётся по профилям: математика-физика,
математика - программирование, математика - черчение. Сроки обучения на
механико-математич. специальностях: 5-6 лет - в ун-тах, 4-5 лет -в пед.
ин-тах. В 1974 подготовка специалистов с М.-м. о. велась по специальностям:
математика (58 ун-тов-38,2 тыс. студентов, приём -8,8 тыс. чел., выпуск
-5,6 тыс. чел., и ок. 200 пед. ин-тов -129,9 тыс. студентов, приём -27,1
тыс. чел., выпуск -23,3 тыс. чел.); механика (св. 20 ун-тов -4,3 тыс. студентов,
приём - ок. 1 тыс. чел., выпуск -0,7 тыс. чел.); прикладная математика
(св. 60 вузов различного профиля и ун-тов -23,9 тыс. студентов, приём -7,4
тыс. чел., выпуск -1,9 тыс. чел.). В вузах, н.-и. Ин-те математики и механики
АН СССР, в академиях союзных республик, АПН СССР организована аспирантура
для подготовки науч. кадров в области математики и механики.


Вспомогательное М.-м. о. имеет целью дать
студентам (уч-ся) математич. сведения, необходимые для изучения спец. дисциплин
и использования математич. средств при проведении различных исследований
и в повседневной работе. К вспомогат. М.-м. о. относятся курсы математики
и механики, к-рые читаются во втузах, на эко-номич., химич., биологич.,
геологич. и др. ф-тах (отделениях) ун-тов, отраслевых ин-тов и в средних
спец. уч. заведениях. Для подготовки математиков с инженерным, экономич.,
физич. образованием (для к-рых математика является средством глубокого
проникновения в закономерности производственных, инженерных, экономич.
и др. процессов) созданы Московский инженерно-физический институт и
Московский
физико-технический институт;
ряд инженерно-матема-тич. ф-тов во втузах,
отделения математич. экономики и математич. лингвистики в Московском и
Ленингр. ун-тах. В 50-60-е гг. в уч. планах втузов значительно увеличено
количество часов на изучение математики; введены спец. математич. курсы;
в программу общего курса включены теория вероятностей, математич. статистика,
элементы программирования для ЭВМ, элементы линейного программирования
и оптимального управления процессами. Во мн. втузах при дипломном и курсовом
проектировании обязательно использование вычислит, техники. В 60-е гг.
в крупнейших вузах страны организованы ф-ты повышения квалификации специалистов
в области М.-м. о.


За рубежом подготовка математиков-исследователей,
статистиков, вычислителей и программистов, преподавателей и др. осуществляется
преим. в ун-тах В ряде стран Европы и в США организованы нац. комитеты
по М.-м. о., к-рьи занимаются его совершенствованием При ЮНЕСКО работает
Междунар. комиссия по М.-м. о., в деятельности к-рой участвуют сов. математики.
Раз в 4 года проводятся междунар. конгрессы по математич. образованию.
С 1970 в Великобритании издаётся междунар. журнал, посвящённый М.-м. о.,
в CCCР выпускаются спец. сборники по вопросам преподавания математики в
вузах.


Лит.; Гнеденко Б. В., Очерки по
исто рии математики в России, М.- Л., 1946 Ланков А.В.,К истории развития
передовых идей в русской методике математики М., 1951; Прудников В. Е.,
Русские педагоги-математики XVIII-XIX веков, М., 1956; Колмогоров А. Н.,
О профессии математика, 3 изд., М., 1960; Вопросы истории физико-математических
наук, М., 1963 разд. 1.

Б. В. Гнеденко




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я