МЕХАНИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ

МЕХАНИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ звука, система
записи звука посредством изменения формы носителя при механич. воздействии
на него. М. з. является первой практич. системой звукозаписи. Ещё в нач.
19 в. при исследовании звуковых сигналов физики стали записывать колебания
нек-рых источников звука. Эти записи предназначались только для визуального
изучения и не могли быть воспроизведены. В 1877 французский учёный Ш. Кро
впервые научно обосновал принципы записи звука на барабан (или диск) и
её последующего воспроизведения. Первым аппаратом механич. записи и воспроизведения
звука был фонограф (заявка на изобретение 1877) амер. изобретателя
Т. Эдисона. Его фонограф с восковым валиком не получил широкого
распространения ввиду сложности копирования записи, быстрого изнашивания
валиков и плохого качества воспроизведения. В 1888 немецкий инженер Э.
Берлинер предложил использовать для записи носитель в форме диска. После
записи с диска гальваническим способом получали матрицы, к-рые использовались
для прессования граммофонных пластинок. До 50-х гг. 20 в. М. з.
была монофонической (см. Монофоническая звукозапись). В дальнейшем
получила распространение также стерео-фонич. М. з., обеспечивающая лучшее
качество звучания (см. Стереофоническая звукозапись). В нач. 70-х
гг. 20 в. предложена квадрофонич. М. з., в к-рой звуковые сигналы, передаваемые
по 4 независимым каналам, записываются в одной канавке диска. Такая запись
воспроизводится 4 громкоговорителями, располагаемыми по углам комнаты.


Станок для механической звукозаписи: 1
- микроскоп для контроля качества записи; 2-трубка для отсоса воздуха из-под
лакового диска с целью прижима его к планшайбе; 3 - вращающаяся
планшайба со стробоскопическими метками по окружности, по которым контролируется
скорость вращения; 4 - каретка, обеспечивающая передвижение рекордера
5
при
записи.


Процесс М. з. делится на 3 этапа: перезапись
с магнитной ленты на лаковый диск, изготовление матриц и прессование грампластинок.
Установка для перезаписи на лаковый диск состоит из магнитофона, электронного
устройства для усиления и коррекции электрич. сигналов и станка записи
(рис.), имеющего движущий механизм, рекордер и устройство управления. Преобразование
электрич. сигналов в механич. колебания осуществляется рекордером, резец
к-рого вырезает на лаковом диске канавку, модулированную звуковым сигналом.
Стереофонич. рекордер имеет две (по числу каналов) независимые динамич.
системы, связанные с одним резцом. Сигналы каждого канала раздельно записываются
на левую и правую стенки канавки. Для получения металлич. оригиналов и
матриц, с к-рых затем будут изготавливаться грампластинки, запись с лакового
диска переносится гальванопластич. способом на металлические диски. Для
этого лаковый диск сначала покрывают тонким слоем серебра, а затем - никелевой
плёнкой, на к-рую наращивают слой меди. После отделения лакового диска
получают первый оригинал. Аналогичным образом получают вторые оригиналы,
с к-рых изготавливают никелевые матрицы. Эти матрицы прикрепляются
к подогреваемым пресс-формам. Прессование грампластинок из синтетич.
материалов производится гидравлич. прессами.


Для воспроизведения М. з. служат электропроигрыватели.
Преимущества
М. з.- массовое тиражирование грампластинок, их относительная дешевизна
и простота обращения, а также возможность надёжного хранения записи длит,
время в металлич. оригиналах (матрицах), осн. недостатки - сравнительно
быстрый износ грампластинки из-за непосредств. механич. контакта
граммофонной
иглы
с ней, невозможность монтажа и стирания записи.


Лит.: Калашников Л. А., Очерк развития
техники механической записи звука, "Тр. Ин-та истории естествознания и
техники", 1959, т. 26; Аполлонова Л. П., Шумова Н. Д., Механическая звукозапись,
М.- Л., 1964; Волков-Лан-н и т Л. Ф., Искусство запечатленного звука, М.,
1964.

Ю. А. Вознесенский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я