МИКЕЛАНДЖЕЛО
Буонарроти (Michelangelo
Buonarroti; иначе - М и-келаньоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото
С и м о н и) (6.3.1475, Капрезе, ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана,- 18.2.
1564, Рим), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт. В произв.
М., во многом определивших развитие
европ. иск-ва как 16 в., так и последующих
столетий, отразились с наибольшей силой не только глубоко человечные, полные
героин, пафоса идеалы Высокого Возрождения, но н трагич. ощущение
кризиса гуманистич. миропонимания, характерное для культуры Позднего Возрождения.
Родился в семье подеста. М. учился у живописца Гирландайо (1488-89)
и скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-90), однако наибольшее значение
для его творческого развития имели произведения Джотто, Донателло, Мазаччо,
Якопо делла Кверча, а также античная пластика. Уже в юношеских произведениях
[рельефы "Мадонна у лестницы", "Битва кентавров", оба мрамор (как и все
последующие скульптурные произв. М.), ок. 1490-92, Каса Буонарроти, Флоренция]
вырисовываются гл. черты творчества М.- монументальность, пластич. мощь
и драматизм образов, благоговение перед красотой человека. В Риме М. создаёт
статую "Вакх" (1496-97, Нац. музей, Флоренция), отдавая своеобразную дань
увлечению антич. памятниками, и группу "Оплакивание Христа"(1498-1501,
собор св. Петра, Рим), где вкладывает в традиционную готич. схему новое,
гуманистич. содержание, выражающее скорбь молодой и прекрасной женщины
о погибшем сыне. В 1501 М. возвращается во Флоренцию и работает над произв.,
символизирующими доблесть граждан республики, сбросивших ярмо тирании Медичи.
Колоссальная статуя Давида (1501-04, Гал. АХ, Флоренция) рождает представление
о грозной силе (эту особенность работ М. современники называли terribilita),
о героич. порыве, сдерживаемом могучим напряжением воли. В картоне для
росписи Палаццо Век-кьо ("Битва при Кашине", 1504-1506, композиция М. известна
по копиям, этюд см. в т. 7, табл. XXI, стр. 288) М. стремился показать
готовность граждан встать на защиту республики. В 1505 папа Юлий II призывает
М. в Рим, где ему поручается создание надгробия папы; работы затянулись,
проекты менялись, и сооружение (лишь фрагмент задуманного М. величеств,
скульптурно-архитектурного комплекса) было завершено только в 1545. Для
надгробия М. создал ряд статуй, в т. ч. "Моисея" (1515-16, церковь Сан-Пьетро
ин Винколи, Рим), ставшего центр, элементом последнего, осуществлённого
варианта. Моисей М.- титаническая личность, наделённая могучим темпераментом
и столь же могучей волей; здесь М. впервые вводит в скульптуру временной
аспект: при обходе статуи создаётся впечатление постепенно нарастающего
движения фигуры, соответствующего росту напряжения образа. Также для надгробия
предназначались две статуи рабов (т. н. "Восставший раб" и "Умирающий раб",
обе - 1513-16, Лувр, Париж), задуманные как противопоставление прекрасного
и сильного юноши, пытающегося разорвать путы, столь же прекрасному юноше,
бессильно повисающему в них, и четыре статуи рабов, к-рые остались незавершёнными
(ок. 1532-1534, Гал. АХ, Флоренция и по к-рым хорошо виден процесс работы
М. над изваянием; скульптор не обрабатывает блок равномерно со всех сторон,
но как бы видя в ещё не отёсанном камне будущее произв., углубляется в
блок в одних местах, оставляя другие почти не обработанными. Такой метод
работы практически Исключает участие помощников. Монументальные живописные
циклы М. также выполнял почти без посторонней помощи; это относится и к
самому грандиозному живописному произв. М.- росписям потолка Сикстинской
капеллы Ватикана (1508-12, илл. см. т. 5, табл. X, стр. 448-449). В сложной
идейной программе плафона выделяются след, темы: сцены из библейской книги
Бытия, начиная с "Отделения света от тьмы" и кончая "Опьянением Ноя", пророки
и сивиллы по боковым сторонам свода, наконец, в парусах свода, распалубках
и люнетах - предки Христа и эпизоды из Библии (чудесные избавления иудеев).
Архитектонические членения композиции плафона таковы, что достигается не
только прекрасная обозримость каждой фигуры и сцены в отдельности, но и
величественное декоративное единство всей гигантской росписи в целом; фрески
воспринимаются как гимн физич. и духовной красоте человека, как утверждение
его безграничных творческих возможностей. В 1520-х гг. мироощущение М.
приобретает трагич. оттенок. Гл. труд этих лет - возведение и украшение
статуями Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, усыпальницы рода
Медичи (1520-34, илл. см. т. 11, стр. 35). Две статуи умерших герцогов
лишены портретных черт: это идеальные образы, олицетворяющие активную и
созерцательную жизнь. У их ног расположены попарно четыре статуи, изображающие
времена суток,- символы быстротекущего времени. Как в тяжком раздумье Лоренцо
и в бесцельном движении Джулиано, так и в угрюмом пафосе и неустойчивых
позах лежащих фигур находит выражение глубокий пессимизм, охвативший М.
перед лицом гибели свободы Италии (в процессе Итальянских войн 1494-1559)
и
кризиса ренессан-сных идеалов. Во время осады Флоренции войсками императора
и папы (1529) республика назначает М. главой форти-фикац. работ. После
падения города М. работает над завершением капеллы Медичи, а в 1534 навсегда
переезжает в Рим. Последние тридцать лет жизни М. ознаменованы постепенным
отходом его от скульптуры и живописи и обращением преим. к зодчеству и
поэзии. В Риме М. пишет огромную фреску "Страшный суд" на алтарной стене
Сикстинской капеллы (1536-41); в этой композиции, заполненной лавиной сверхъестественно
мощных нагих тел, центр, место занимает юный и героически прекрасный Христос
- беспощадный судья над человечеством. Мучительным трагизмом веет и от
фресок капеллы Паолина в Ватикане ("Распятие Петра" и "Обращение Павла",
1542-1550), отчасти предвосхищающих росписи барокко. До последних
дней жизни М. занимался ваянием, однако "Оплакивание Христа", исполненное
им для собств. надгробия, было им разбито (собрано и завершено учеником
М.-Т. Кальканьи; до 1550-55, собор Санта-Мария дель Фьоре, Флоренция; илл.
см. т. 11, табл. IV, стр. 48-49), а т. н. "Пьета Ронданини" (1555-64, Музей
старинного иск-ва, Милан) осталась в стадии первонач. обработки. В этих
произв. с особой силой отразились спиритуали-стич. настроения старого М.
Но в поздний период М. занимают прежде всего не изобразит, виды иск-ва,
а грандиозные строит, задачи. В архитектуре М. господствует пластич. начало;
в создании динамич. контрастов масс большую роль играют напряжённый, насыщенный
светотенью рельеф стены, сильно выступающие пилястры, пластически выразительные
наличники, "большой ордер". Постройки М. подготавливают почву для барокко,
однако их величественная тек-тоничность остаётся чисто ренессансной чертой.
Ещё в 1523-34 М. воздвигает здание б-ки Лауренцианы во Флоренции (к 1568
по его модели был завершён вестибюль б-ки с лестницей,орга-нич. динамикой
своей композиции вызывающей представление о потоке лавы). С 1546 и до конца
жизни гл. трудом М. было возведение собора св. Петра (илл. см. т. 11, табл.
III, стр. 48-49) и стр-во ансамбля Капитолия в Риме (план см. т. 5, стр.
277) - духовного и светского центров "вечного города" (обе работы завершены
по планам М. после его смерти). По замыслу М. площадь Капитолия обрела
трапециевидный план; она замыкается дворцом Консерваторов, симметрично
фланкируется двумя дворцами по бокам, к открытой её стороне ведёт широкая
лестница, а в центре возвышается антич. конный монумент Марка Аврелия.
На Капитолии М. впервые создал площадь, раскрытую к пространствам города,
продемонстрировав глубокое понимание законов оптич. восприятия архитектуры.
Строя собор св. Петра, М. сохранил принцип центричности, характерный для
плана Браманте, но добился большой слитности композиции и безусловного
преобладания пространства средокрестия над остальными частями. При жизни
М. была воздвигнута вост. часть собора с тамбуром грандиозного купола,
а сам купол был возведён после смерти М. Джакомо делла Порта, несколько
удлинившим его пропорции. В старости М. всё чаще обращался к поэзии. Лирика
М. отличается глубиной мысли и высоким трагизмом; в ней М. рассказывал
о любви, трактуемой как извечное стремление человека к красоте и гармонии,
об одиночестве художника во враждебном мире, о горьких разочарованиях гуманиста
при виде торжествующего насилия. Излюбленные стихотворные формы М.- мадригал
и сонет; при жизни автора они не публиковались, хотя высоко ценились современниками
(Б. Варки, Ф. Берни и др.). Первое изд. "Стихотворений" М. было осуществлено
в 1623. Творчество М. явилось одним из факторов, стимулировавших развитие
маньеризма,
но, в отличие от маньеристов, односторонне понимавших его наследие,
сам М. сумел до конца сохранить и выразить в своих произв. любовь к человеку
и веру в его величие и красоту. Портрет стр. 213.
Илл. см. на вклейке, табл. XI (стр. 96-97),
а также т. 5, табл. IX (стр. 448).
Соч.: Rime. A cura di E. N. Girardi, Bari,
1960; II carteggio... а сига di G. Poggi, P. Ba-rocchi, R. Ristori, v.
1 - 2, Firenze, 1965 - 67 (изд. продолж.).
Лит.: SteinmannE. und W i t t k
o-wer R., Michelangelo-Bibliographic. 1510-1926, В.. 1927; Архитектурное
творчество Микельанджело. [Сб.], М., 1936; Манн Т., Эротика Микеланджело.
Собр. соч., т. 10, М., 1961; Алпатов М., Поэзия Микеланджело, в его кн.:
Этюды по истории западноевропейского искусства, М., 1963; Л и б-ман М.
Я., Микеланджело Буонарроти, [М., 1964]; Микеланджело. [Сб., сост. В. Н.
Гращенков, М., 1964]; Ротенберг Е. И., Микеланджело, М., 1964: Лаза рев
В. Н., Микеланджело, в его кн.: Старые итальянские мастера, М., 1972, с.
447-606; Т о м 1 С. de, Michelangelo, v. 1 - 5, Princeton, 1943 -60; А
с k e rm a n n J. S., The architecture of Michelangelo, v. 1 - 2, L., 1961;
В inn i W., Michelangelo scrittore, [Roma], 1965; Weinberger M., Michelangelo
the sculptor, v. 1-2, L.- N. Y., 1967.
М. Я. Лыбдин, P. И. Хлодовский (лит-ра).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я