МИЛАН

МИЛАН (Milano), город на С. Италии,
адм. ц. области Ломбардия и провинции Милан. Крупнейший экономич. и культурный
центр страны. Второй (после Рима) по численности населения город Италии.
1725,7 тыс. жит. (1972). Расположен в центр, части Паданской равнины, у
скрещения жел. и автомоб. дорог, ведущих от перевалов через Альпы; связан
судоходными каналами с р. По; узел возд. сообщений междунар. значения.


Более 1/2 экономически активного населения
занято в промышленности (ок. 10% занятых во всей пром-сти страны), имеющей
многоотраслевой характер. Ведущая отрасль - машиностроение: произ-во оборудования
для металлургии и др. отраслей пром-сти, моторостроение, автомоб., авиац.,
тракторная пром-сть, произ-во мотоциклов, велосипедов, с.-х. машин, ж.-д.
подвижного состава и оборудования, станкостроение, приборостроение, электротехнич.,
радиоэлектронная, воен. пром-сть. Развиты нефтепере-рабат., хим., резиновая
пром-сть, металлургия (особенно произ-во качественных сталей). Предприятия
текст., пищ., швейной, кож.-обувной, полиграфич. и др. отраслей. В М. -
известный "Туринг-клуб Итальяно", издающий геогр. журналы, путеводители,
карты, атласы и ежегодники.


В М. находятся правления ведущих монополий
страны - концернов чМонте-катини Эдисон","Фальк","СНИА - Вискоза", "Бреда",
"Пирелли" и др.; много-числ. банки, торг, и фондовая биржи (в М. производится
большая часть торг, и финанс. сделок Италии). В М.- ряд высших уч. заведений
(в т. ч. ун-т, политех-нич. ин-т, католич. ун-т, коммерч. ун-т, консерватория,
академия изящных иск-в) и науч. учреждений (Академия наук и литературы),
Нац. б-ка, б-ка Амброзиана и др., всемирно известный оперный театр Ла Скала"
и др. театры. Т. А. Галкина.


М.осн. в кон. 5 или нач. 4 в. до н.э. инсубрами.
С
196 до н. э.-под властью Рима (лат. назв. Mediolanum); крупный экономич.
центр Рим. империи. В 4 в. епископом М. был Амвросий Медиолан-ский.
При лангобардах М.- резиденция одного из герцогов. С 801 столица
одноимённого графства, с кон. 10 в. центр архиепископства. К 11 -12 вв.
М. стал значит, центром ремесла (произ-во оружия, шёлка, сукна и др.) и
торговли. Политич. власть в нём принадлежала архиепископу и феод, аристократии.
Во 2-й пол. 11 в. М. был одним из очагов патпарии, в результате
к-рой в 1097-98 была утверждена коммуна (возникла ещё в сер. 11
в.). М., в 1158 отказавшийся признать власть имп. Фридриха I Барбароссы,
в 1162, после длит, осады, был разрушен. Восстановленный на средства Ломбардской
лиги,
М. активно участвовал в разгроме имперских войск в 1176 при Леньяно.
По Констанцскому миру 1183 за М. были закреплены права коммуны.
Социальные противоречия и борьба знатных родов за власть привели к утверждению
в М. тирании Висконти; при них М. стал столицей обширного Миланского
герцогства (с 1395). В 1450-1535 (с перерывами) М.- под властью рода Сфорца.
В
результате Итальянских войн 1494-1559 М. вошёл в состав владений
Испании (1535). В 1706 в ходе войны за Исп. наследство (1701-14) захвачен
Австрией. Оккупированный в 1796 войсками Наполеона, М. в 1797 стал столицей
Цизальпинской республики, в 1802 - Итал. республики, в 1805- Итал. королевства.
В 1815-59 М. вновь под австр. игом (как центр Ломбардо-Венецианского королевства).
Во время Революции 1848-49, в результате нар. восстания 18.-22 марта 1848
("пять дней"), австр. армия была изгнана из города. В авг. 1848 австрийцы
вновь захватили М. В 1859 М. освободился от австр. господства (в результате
австро-итало-франц. войны 1859) и со всей Ломбардией вошёл в Сардинское
королевство, конституировавшееся в 1861 в единое Итал. королевство. М.
стал важным центром рабочего движения. В 1882 в М. была основана Итал.
рабочая партия. В мае 1898 всеобщая стачка рабочих М. переросла в баррикадные
бои между рабочими и войсками. В 1920 М.- один из гл. центров движения
за "занятие предприятий" (см. в ст. Италия).


Во время 2-й мировой войны 1939-45 М.-
один из гл. очагов антнфаш. освободит, борьбы против итал. и оккупировавших
в 1943 Италию нем. фашистов (в М. находился нац. к-т освобождения
Сев. Италии), с марта 1943 — место крупнейших антифаш. забастовок; 25 апр.
1945 в городе началось всенар. восстание и 26 апр. 1945 М. был освобождён.
Л.
М. Брагина.

Ср.-век. М. имел овальный план с радиальной сеткой улиц и центром на
пл. Пьяпца дель Дуомо. С 16 в. гор. границей становятся етены, возведённые
в период исп. владычества. Сохранились фрагменты рим. построек. М.— один
из важнейших центров раннехрист. и романского зодчества [церкви: Сан-Лоренцо
Маджоре (начата в 4 в., перестроена в 11 и 16 вв.; мозаики 4—5 вв.), Сант-Амброджо.
(с 9 в., основное строительство— 11—12 вв ; портик каноники и клуатры —
с 1492, арх. Брамантс; илл. см. т. 11, стр. 33), Сант-Эусторджо (12—13
вв.; капелла Портинари — 1462— 1468, проект Микелоццо, фрески В. Фоп-пы)].
Среди памятников зрелого средневековья и Возрождения: Палаццо делла Раджоне
(1223—38), готич. собор (с 1386, строители — А. и Ф. дельи Органи, Дж.
А. Амадео, К. Солари, П. Тибальди и др.; окончен в 1856), Кастелло Сфорцеско
(с 1450, арх. Джованни да Милане, Филарете, Браманте; в Зала делле Ассе
— фрески по эскизам Леонардо да Винчи; интерьеры реконструированы для музея,
1952—56, архит. коллектив БПР), Оспедале Маджоре (с 1456, арх. Филарете,
Г. Солари, окончен в 1624 Ф. Рикини); церкви — Санта-Мария прессе Сан-Сатиро
(1479—83, арх. Браманте; фасад — 19 в.; илл. см. т. 3, табл. XL, стр. 593),
Санта-Мария делле Грацие (1466—97, арх. Г. Солари и Браманте; илл. см.
т. 3, табл. XL; в трапезной — роспись «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи;
илл. см. т. 14, вклейка к стр. 345); Палаццо Марино (с 1557, арх. Г. Алесси;
илл. см. т. 1, стр. 420). Многочисленны постройки в духе барокко (Палаццо
Брера, с 1651, арх. Ф. Рикини), рококо и классицизма 18 в., крупнейшим
центром к-poro был М. (театр «Ла Скала», 1778, и Палаццо Бельджойозо, 1773—81,—
оба арх. Дж. Пьермарини). С сер. 19в. М. вырастает из границ укреплений
16 в. и постепенно сливается с пригородами.


Милан. Институт Марчолонджи. 1959 Архитектор
В. Впгано.

В 20 в. М.— центр возникновения
и развития ряда прогрессивных тенденций итал.
зодчества. После утверждения ген. плана (1953) построено неск. экспериментальных
жилых кварталов, преим. на С. (Комазина, Ка Гранде Норд и др.), предпринята
попытка создания нового центра (расположенного к С. от прежнего центра
М.), в композиции к-рого преобладает группа небоскрёбов (конторское здание
Пирелли, 1956-60, арх. Дж. Понти и А, Россели, инж. П. Л. Нерви, илл. см.
т. 11, табл. III, стр. 48-49; и др.). Из построек 20 в. примечательны также:
дом Рустичи (1935, арх. П. Лин-джери и Дж. Терраньи), Коммерч. ун-т (1942,
арх. Дж. Пагано), павильоны Миланской выставки (1950-е гг., арх. Л. Баль-дессари
и др.), небоскрёб Торре Веласка (1956-58, коллектив БПР; илл. см. т. 3,
стр. 612). Музеи: Пинакотека Брера, Пинакотека Амброзиана, Музей
Польди-Пеццоли (итал. школы 15-18 вв.), Музей собора, Нац. музей науки
и техники Леонардо да Винчи и др.


Илл. см. на вклейке, табл. XVII (стр. 320-321).


Лит.: V i s с о n t i A., Storia
di Milano, 2ed., Mil., 1952; В о s is i о A., Storia di Milano, Mil., 1958;
"Citta di Milano" (c 1883); R q-mussi C., Milano nei suoi monumenti, v.
1 -2.3ed., Mil., 1912 - 13; A 1 oi R., Nuove architetture a Milano, Mil.,
1959.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я