МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
первая наивно-материалистич.
школа древнегреческой философии, представленная Фалесом, Анаксимандром
и
Анаксименом
(6
в. до н. э.). Назв. получила по имени г. Милет в' Ионии (зап. побережье
М. Азии). М. ш. знаменовала начало др.-греч. философии: милетские философы
поднялись выше видимости и за многообразием явлений усмотрели некую отличную
от них сущность вещей ("первоначало"). Эта сущность заключалась для них
"... в чем-то определенно-телесном..." (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К.
и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 502); для Фалеса это - вода, для
Анаксиман-дра - неопределённое и беспредельное первовещество
(апейрон),
для
Анаксиме-на - воздух. Рассматривая мир как живое целое, М. ш. не делала
принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим
и признавала за неодушевлёнными предметами лишь меньшую степень одушевлённости
(жизни); сама же одушевлённость ("душа") рассматривалась как "тонкий" и
подвижный вид первовещества.
М. ш. оказала большое влияние на дальнейшее
развитие материалистич. мысли Др. Греции.
Соч.: Фрагменты, в кн.: D i е 1 s H., Die
Fragmerite der Vorsokratiker, hrsg von W. Kranz, 9 Aufl., Bd 1, В., 1960;
на рус. яз.-в приложении к кн.: Таннери П., Первые шаги древнегреческой
науки, СПБ. 1902, с. 3-13, 20-24; М а к о в е л ь с к и и А., Досократики,
ч. 1, Каз., 1914, с. 9-24, 35-47, 51-57.
Лит.: Лурье С. Я., Очерки по истории
античной науки. Греция эпохи расцвета, М.- Л., 1947, с. 13-42; Л о.с е
в А. Ф., История античной эстетики, М., 1963, с. 339 -344; Михайлова Э.
Н., Чанышев А. Н., Ионийская философия, М., 1966.
Ф. X. Кессиди.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я