МИЛЛЬ
(Mill) Джон Стюарт (20.5.1806,
Лондон,- 8.5.1873, Авиньон), английский философ-позитивист, экономист и
обществ, деятель. Сын Джеймса Милля, под рук. к-рого получил всестороннее
образование. С 1823 по 1858 служил в Ост-Индской компании. В 1865-68 чл.
палаты общин, где поддерживал либеральные и демократические реформы.
Мировоззрение М. складывалось под влиянием
политич. экономии Д. Рикардо, утилитаристской доктрины И. Бен-тама,
философии
Дж. Беркли и Д. Юма и ассоциативной психологии Д. Гартли
и
Джеймса Милля. Его филос. взгляды изложены в "Рассмотрении философии сэра
Вильяма Гамильтона" (1865, рус. пер. 1869), где М. с позиций феномена-листич.
(см. Феноменализм) позитивизма возражает англ, априористам. Всё
знание проистекает из опыта и его предметом являются наши ощущения. Материя,
по М.,- лишь постоянная возможность ощущений, а сознание - возможность
их переживаний. Разделяя ряд филос. и логич. установок позитивизма О. Конта,
М.
отвергал его социально-политич. доктрину, в к-рой усматривал систему духовного
и политич. деспотизма, игнорирующую значение человеческой свободы и индивидуальности
("Опост Конт и позитивизм", 1865, рус. пер. 1867).
Осн соч. М. "Система логики" (т. 1-2, 1843,
последний рус. пер. 1914) содержит индуктивистскую трактовку логики как
общей методологии наук. В ней М. излагает учение об именах и предложениях,
о дедуктивном (силлогистическом) умозаключении, об индукции и методах индуктивного
исследования причинной зависимости, о вспомогательных для индукции приёмах
познания, о заблуждениях, о логике "нравственных наук".
В этике ("Утилитарианизм", 1863, последний
рус. пер. 1900) М. также исходит из концепции опытного происхождения нравств.
чувств и принципов. Развивая утилитаристскую этику Бентама, согласно к-рой
ценность поведения определяется доставляемым им удовольствием, М. признаёт
не только эгоистические, но и бескорыстные стремления. В обществ, жизни
люди должны учитывать взаимные интересы, что дисциплинирует их эгоизм.
Развитое нравств. чувство обнаруживается поэтому в стремлении к достижению
не максимума личного счастья, а "наибольшей суммы общего счастья".
А. Л. Субботин.
Осуждая пороки капиталистич. строя (культ
денег, имущественное неравенство, низкий жизненный уровень трудящихся),
М. стоял на позициях бурж. реформизма. В труде "Основания политической
экономии и некоторые приложения их к социальной философии" (1848, рус.
пер., т. 1-2, 1865) М. стремился дать систематизированное изложение идей
совр. бурж. политич. экономии. Пытаясь избежать противоречий', характерных
для классич. политич. экономии, М. эклектически объединил её положения
с вульгарными взглядами Ж. Б. Сея, Н. Сениора, Т. Мальтуса,
что
было подвергнуто критике К. Марксом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2
изд., т. 23, с. 17, 624-25, прим.).
Л. Г. Суперфин.
Соч.: Letters, v. 1 - 2, L., 1910; в рус.
пер.- О свободе, 2 изд., СПБ, 1906; Рассуждения и исследования политические,
философские и исторические, ч. 1 - 3, СПБ, 1864--1865; Размышления о представительном
правлении, в. 1-2, СПБ, 1863 - 64; Англия и Ирландия, Хар., 1873; Подчиненность
женщины, СПБ, 1906; Автобиография, М., 1896. Лит.: Р о с с е л ь
Ю., Д. С. Милль и его школа, "Вестник Европы", 1874, Jslb 5, 6, 7, 10,
12; Туган-Барановский М., Д. С. Милль. Его жизнь и учено-литературная деятельность,
СПБ, 1892; 3 е н г е р С., Д. Ст. Милль, его жизнь и произведения, пер.
с нем., СПБ, 1903; Чернышевский Н. Г., Очерки из политической экономии
(по Миллю), Поли. собр. соч., т. 9, М., 1949; Трахтенберг О. В., Очерки
по истории философии и социологии Англии XIX в., М., 1959; A n s с h u
t z R. P., The philosophy of J. S. Mill, Oxf., 1953; Brit-ton K., J. S.
Mill, L., 1953; Р а с k e M.S., The life of J. St. Mill, N. Y., 1954; R
у a n A., The philosophy of J. S. Mill, L., 1970; М с С 1 о s k е у H.
J., J. S. Mill, N. Y., 1971.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я