МИМАНСА
(санскр., букв. - исследс
вание, рассуждение), одна из шест] основных филос. систем индуизма,
зани
мавшаяся толкованием Вед. Наз. такж карма-миманса ("миманса действия"
и пурва-миманса (-"первая миманса") в отличие от уттара-мимансы, ил] веданты.
Основателем
М. считают Джай мини (4 в. до н. э.-
2 в. н. э.?), изло жившего
её идеи в форме сутр. Практич сторона М. сформировалась
в целя:
упорядочения сложного ведийского ритуа ла. Теоретич. проблематика М. сложи
лась в ходе кодификации текста Вед ка] высшего религ. авторитета индуизма
Она сводилась к формальной верифика ции и смысловой интерпретации ведий
ских формул (мантр), к определеник языковых норм, соотнесению ведич. вы
оказываний с ритуальными процедурами Поэтому в центре внимания М. оказа
лись проблемы социальной философш и философии языка. В обоих случая; учение
М. развивалось на основе край него онтологич. реализма. Утверждалаа
вечность, несотворённость Вед. Изме нения в мире вещей объявлялись невоз
можными, поскольку все вещи - лшш производные от вечных образцов ведич
действий. Отсутствие проблемы творе ния и разрушения мира приводит М к
отрицанию
необходимости бога. Те> не менее богам следует приносить жерт вы, потому
что на этом строится тради ционное обществ, согласие. Кардиналь ная для
индийской филос. этики проб лема освобождения (мокша) объяв ляется в М.
лишённой реальной социаль ной значимости. Исходя из абсолютногс понимания
ритуальной нормы, Прабха кара (7 в.) сформулировал учение об ос новах социального
существования, пред восхитившее идею категорического импе ратива И.
Канта. В теории Познани* М. были детально разработаны проблемы догматич.
обоснования истинности и приёмы использования авторитетного свидетельства
в качестве её источника.
Онтологич. реализм М. в области философии
языка позволил Кумарил" Бхатте (7 в.) создать лингвистич. теорию, где различались
уровни языковой структуры и речевого поведения. В области логики последователи
М. (в частности, Прашастапада, 6-7 вв.) способствовали созданию реалистич.
теории отношений, позднее развитой нъяей.
Отрицая необходимость религ.освобождения
и отшельничества, М. утверждала позитивный идеал деятельной жизни в об-
ществе (грихастха-дхарму). М., наряду с
ведантой, способствовала складыванию социальной системы индуизма, где жёсткое
следование ритуальной норме уживалось с самой широкой догматич. терпимостью.
Лит.: Edgerton F., Mimansa-nyaya-prakasa,
or Apadevi, Oxf., 1941; Jha G., The Purva-Mimansa-Sutras of Jaimin, Allahabad,
1910; Keith А. В., The Karma-Mi-mansa, Calc., 1921; Sastri P., Introduction
to Purva Mimansa, Calc., 1923.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я