МИР
международный, отношения между
народами и государствами, основывающиеся на проведении внешней политики
ненасильственными средствами и соблюдении принятых на себя (и закрепляемых
обычно в договорах) обязательств; отсутствие организованной вооружённой
борьбы между государствами. В антагонистич. классовых обществах М. прерывается
войнами и закрепляет их результаты. Характер М., как и характер войны,
определяется
историч. ступенью развития общества, политикой господств, классов.
Новая эпоха историч. развития начинается
с возникновения социализма, в самой природе к-рого заложено стремление
к М. между народами. Вечный М. между
народами, исключающий всякие войны и подготовку
к ним, является междунар. принципом коммунистического общества (см. К.
Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 17, с. 5), одним
из великих идеалов, за к-рые борются коммунисты (см. В. И. Ленин, Поли.
собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 304).
Идеал жизни без войн, когда в междунар.
отношениях соблюдались бы общепризнанные нормы справедливости, восходит
к глубокой древности: легенды о "золотом" веке, антивоенная утопия Лао-цзы
(Китай),
роман др.-греч. писателя Ямбула о солнечном гос-ве. Идеологи рабовладельч.
класса, отвергая возможность длит, равноправного М. с "варварами", ставили
вопрос о М. как внутр. проблему определённого народа: китайцев (Мо-цзы),
эллинов (Аристотель). В феод. Европе необходимость отражения опасности
чужеземного нашествия вызвала к жизни политич. планы устранения распрей
путём союза гос-в: "русского М." Романа Галицкого (13 в.), "всеобщего европ.
М." франц. мыслителя П. Дюбуа (14 в.) и чеш. короля Йиржи Подебрада (15
в.).
В 17-18 вв. появляются проекты обще-европ.
или всемирных организаций для мирного решения междунар. споров: Э. Круа
(Франция, 1623), У. Пенна (США, 1693), франц. публициста Ш. Сен-Пьера (1708),
англ, экономиста Дж. Бел-лерса (1710), нем. философа И. Канта (1795), рус.
просветителя В. Ф. Малиновского (1803) и др. Прогрессивные мыслители 17-18
вв. выдвинули в качестве осн. принципов междунар. отношений равноправие
и уважение суверенитета народов, связав реализацию их с требованием ликвидации
феод.-дина-стич. устоев как условия "вечного М.". В 17 в. основоположник
науки междунар. права Г. Гроций развивал идею гуманизации войн, регулирования
отношений между гос-вами в интересах М. В отличие от просветителей и бурж.
демократов, франц. утопич. коммунисты 18 в. (Мо-релли, Г. Мабли) указывали,
что для устранения войн нужно изменить социальное устройство наций на основе
общности имущества. После наполеоновских войн (1815) в Европе зародилось
пацифистское движение, стремившееся обеспечить М. на почве капиталистнч.
отношений; оно сыграло известную роль в разработке конвенций и соглашений
о гуманизации методов ведения войны, о мирном разрешении международных
споров и столкновений (напр., Гаагские конвенции 1899 и 1907; создание
в 1899 Постоянной палаты третейского суда, действовавшей как орган международного
арбитража).
С сер. 40-х гг. 19 в. против милитаризма
и войн выступает рабочее движение. "...Объединение рабочего класса разных
стран,- писал К. Маркс,- в конечном счете должно сделать войны между народами
невозможными" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 556). 1-й
Интернационал рассматривал борьбу за М. как часть борьбы за освобождение
рабочего класса. Подчёркивая необходимость и возможность защиты М. в условиях
капитализма, Ф. Энгельс выдвинул в 1893 проект общеевроп. безопасности
на основе разоружения как гарантии М. В нач. 20 в. междунар. социалистич.
движение, партия большевиков выработали антимилитаристскую тактику пролетариата,
нашедшую отражение в реше-
ниях Штутгартского (1907) и Базельского
(1912) конгрессов 2-го Интернационала. В годы 1-й мировой войны 1914-18
В. И. Ленин разработал вопрос о М. в связи с социалистич. революцией пролетариата.
Ставя проблему М. конкретно исторически, в связи с определёнными политич.
требованиями и интересами рабочего класса и нар. масс, Ленин отмечал в
марте 1917 в "Письмах из далека", что только пролет, гос-во в состоянии
"...добиться мира, притом не империалистского мира, не сделки между империалистскими
державами о дележе награбленной капиталистами и их правительствами добычи,
а действительно прочного и демократического мира, который не достижим без
пролетарской революции в ряде стран" (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 31,
с. 55).
Поворот в мировой политике от импе-риалистич.
М., с вырастающими из него войнами, к прочному демократич. М., к-рый закладывает
основы для полного устранения войн, начался с победой Великой Окт. социалистич.
революции в 1917. В первом акте Сов. правительства -Декрете о мире -
программа
демократич. М. была органически связана с новым принципом междунар. отношений,
рождённым социалистич. революцией, -принципом мирного сосуществования социалистич.
и капиталистич. систем. Борьба Сов. гос-ва и междунар. рабочего класса
во главе с партиями 3-го Интернационала в период между двумя мировыми войнами
за новые принципы мировой политики, выдвинутые социализмом, развитие и
укрепление могущества первой социалистич. державы, а затем мировой системы
социализма - историч. шаги к созданию решающих гарантий устойчивого М.
Совр. постановка вопроса о М., обоснованная
коммунистич. и рабочими партиями на междунар. Совещаниях 1957, 1960, 1969,
исходит из изменения соотношения сил между социализмом и капитализмом на
мировой арене, из принципиального положения о том, что после-доват. миролюбивая
политика СССР и др. социалистич. гос-в, растущее влияние их согласованной
политики на ход мировых событий, усиление борьбы рабочего класса и всех
трудящихся в странах капитала, рост нац.-освободит, движения, выступление
широких кругов мировой демократич. общественности -сторонников М. устраняют
фатальную неизбежность новой мировой войны. Вследствие невиданно возросшей
разрушит, силы средств войны вопрос о М. стал общечеловеческой проблемой,
для разрешения к-рой необходимы совместные действия во имя защиты М. всех,
кто заинтересован в спасении плодов труда и творческих усилий человечества,
независимо от убеждений и политич. взглядов. С одной стороны, борьба за
М. неотделима от развития антиимпериали-стич. движения и сливается с борьбой
за свободу народов, прогресс и демократию; с другой - упрочение М. создаёт
благоприятные условия для освободит, борьбы трудящихся.
Коммунисты отвергают как псевдоре-волюц.
экстремистскую идею утверждения социализма и М. в результате войны, так
и правооппортунистич. понимание М. как отказ от классовой борьбы, от борьбы
с бурж. идеологией и политикой. Усилив наступление на империализм, являющийся
источником воен. опасности, мож-
но добиться решающего превосходства над
ним, нанести поражение его агрессивной политике, навязать империалистам
мирное сосуществование и претворить в жизнь стремления народов к М. Важнейшими
предпосылками М. являются прекращение гонки вооружений и разоружение, ликвидация
воен. блоков и очагов войны, отпор актам агрессии и междунар. произвола,
развитие междунар. сотрудничества. Борьба Сов. гос-ва, др. миролюбивых
сил за осуществление коренного поворота к разрядке в междунар. отношениях
привела в 1-й пол. 70-х гг. к созданию новой ситуации, когда реальной стала
задача обеспечения необратимости сдвигов, происшедших на мировой арене
в пользу М. и мирного сосуществования государств с различным общественным
строем. См. также ст- Мирное сосуществование.
Лит.: Маркс К., Первое воззвание
Генерального совета Международного Товарищества Рабочих о франко-прусской
войне, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 17; Энгельс Ф., Может ли
Европа разоружиться?, там же, т. 22; Л е-нин В. И-, О международной политике
и международном праве. [Сб.], М., 1958; Документы Совещания представителей
коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1960; Международное
Совещание коммунистических и рабочих партий, Москва, 1969, Прага, 1969;
XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет,
т. 1 - 2, М., 1971; Либкнехт К., Милитаризм и антимилитаризм..., М., 1960;
Трактаты о вечном мире. [Сб.], М., 1963; Проблемы войны и мира, М., 1967.
Е.
Г. Панфилов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я