МИРОВОЗЗРЕНИЕ
система взглядов
на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей
его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами
основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания
и деятельности, ценностные ориентации. М.- это далеко не все взгляды и
представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание
М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии.
В
качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М.
является ядром обществ, и индивидуального сознания. Выработка М.- существенный
показатель зрелости не только личности, но и определ. социальной группы,
обществ, класса и его партии. По своей сущности М. - об-щественно-историч.
феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества. Источник
происхождения того или иного М.- условия материальной жизни общества, общественное
бытие.
М. есть общее понимание мира, человека,
общества, определяющее социаль-но-политич., филос., религ., нравств., эстетич.,
науч.-теоретич. ориентацию человека. Существуют три осн. типа М.-житейское
(обыденное), философское и религиозное - во всём многообразии противоречивого
содержания каждого из них. Все эти типы М. выявляют нек-рое единство, охватывая
определ. круг вопросов, напр, как дух соотносится с материей, что такое
человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек
познаёт действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается
человеческое общество. Гносеологич. структура М. образуется в результате
обобщения естественнонауч., социально-историч., технич. и филос. знаний.
Различают понятия "М.", "общая картина
мира", "мироощущение", "мировосприятие", "миросозерцание", "миропонимание".
Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко
они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями
имеются и различия. Общая картина мира - это синтез знаний людей о природе
и социальной реальности. Совокупность ес-теств. наук образует естественнонауч.
картину мира, а общественных - социально-историч. картину действительности.
Создание общей картины мира-задача всех областей знания.
Человек утверждает себя в предметном мире
не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познават. способностей.
Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности
в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение,
мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь
понятийный, интеллектуальный аспект М. Для М. же характерна ещё более высокая
интеграция знаний, чем в общей картине мира и наличие не только интеллектуального,
но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.
Будучи отражением мира и ценностным отношением
к нему, М. играет и определ. регулятивно-творч. роль, выступая в качестве
методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама
по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью развивается с помощью
М., а также содержит в себе мировоззренческое начало, к-рое выступает в
виде её общих положений и методологич. принципов.
Понятие "М." соотносится с понятием "идеология",
но они не совпадают.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я