МИРОВОЗЗРЕНИ
Таблица XVII
К ст. Милан. 1. Кастелло Сфорцеско
(ныне Музей старинного искусства). 15 в. 2. Театр "Ла Скала". 1778. Арх.
Дж. Пьер-марини. 3. Римская колоннада у церкви Сан-Лоренцо Маджоре. 3 в.
н. э. 4. Собор. 1386-1856. Архитекторы Симоне Орсе-ниго, Дж. А. Амадео,
К. Со лари, П. Тибальди и др. 5. Капелла Портинари церкви Сант-Эусторджо.
1462-68. Архитекторы Микелоццо ди Бартоломмео и др. в. Лоджия деи Мерканти.
15 в. 7. Оспедале Маджоре. 1456-1624. Архитекторы
Филарете и др. Портик и двор.
Уоллес. Лондон.
Архитектор М. И. Бакланов.
По своему содержанию М. шире идеологии.
М. может находиться на житейском (обыденном)
М.- это не только содержание, но и способ
В классово антагонистич. обществе нет и
В противоположность бурж. М., ком-мунистич.
В социалистич. обществе марксистско-ленинское
Лит.: Программа КПСС (Принята ХХП
А. Г. Спиркин.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Таблица XVIII
К ст. Миниатюра. 1. "Жёны-мироносицы".
Миниатюра "Книги евангельских чтений Генриха II" (между 1007-14, Баварская
государственная библиотека, Мюнхен). 2. "Христос и евангелисты". Миниатюра
Эчмиадзинского евангелия (989, Матенадаран, Ереван). 3. Кемаледдин Бехзад.
"Бахрам-Гур, нападающий на дракона". Миниатюра рукописи "Хамсе" Низами
(кон. 15 в., Британский музей, Лондон). 4. Ж. фуке. "Битва Иоафана и Симона
Маккавея с бакхидами". Миниатюра "Иудейских древностей" Иосифа Флавия (1470-е
гг., Национальная библиотека, Париж). 5. Г. И. Скородумов. Портрет неизвестного.
Миниатюра гуашью и акварелью на пергамене. 1787. Русский музей. Ленинград,
в. "Четыре евангелиста". Миниатюра Евангелия (нач. 9 в., сокровищница собора
в Ахене). Новая дворцовая школа. 7. А. Р и т т. Портрет А. Н. Самойлова.
Миниатюра гуашью на кости. 1790-е гг. Музей изобразительных искусств им.
А. С. Пушкина. Москва. 8. "Сердце и Желание у волшебного источника". Миниатюра
рукописи "Сердце, объятое любовью" (1457, Национальная библиотека, Вена).
9. X. Хольбейн М л а д ш и и. Автопортрет. Миниатюра яа картоне. 1543.
Собрание
Таблица XIX
К ст. Минск. 1. Площадь Калинина.
2. Посёлок тракторозаводцев со стороны Партизанского проспекта. 3. Общественный
центр микрорайона № 1 по проспекту Притыцкого. 4. Площадь Победы. В центре
- обелиск-памятник воинам Советской Армии и партизанам, павшим в Великой
Отечественной войне 1941-45 (гранит, 1954, архитекторы Г. В. Заборский
и В. А. Король). 5. Ленинский проспект.
Таблица XX
К ст. Минск. 1. Горисполком. 1964.
Архитекторы С. С. Мусинский и Г. В. Сысоев. 2. Жилой дом на улице Янки
Купалы. 1969. Архитектор В. А. Афанасьев. 3. Белорусский Большой театр
оперы и балета. 1935-37. Архитектор И. Г. Лангбард. 4. Выставочный павильон
Художественного фонда БССР. 1973. Архитектор С. С. Мусинский. 5. Главный
зал (1967, архитектор О. Б. Ладыгина, инженер И. Б. Зыбицкер) Дворца спорта.
6. Главный корпус Белорусского университета. 1958- 61.
Таблица XXI
К ст. "Мир искусства". 1.< К.
А. С о м о в. "Арлекин и смерть". Гуашь, тушь. Журнал "Золотое руно", 1908,
Ли 11-12. 2. А. Н. Б е н у а. "Китайский павильон. Ревнивец". Гуашь. 1906.
3. К. А. С о м о в. "Эхо прошедшего времени". Акварель, гуашь. 1903. 4.
А. Н. Б е н у а. "Арап". Эскиз костюма к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка".
Акварель. 1911. 5. Столовая по рисункам А. Н. Б е н у а и Е. Е. Лансере
на выставке "Современное искусство" в Петербурге. 1903. 6. Л. С. Б а к
с т. "Вакханка". Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина "Нарцисс". Акварель,
тушь. 1911. 7. И. Я. Бил и-б и н. "Дети и белая уточка". Илл. к сказке
"Белая уточка". Акварель, тушь, золото. 1902. Музей Гознака. Москва. 8.
Е. Е. Лансере. Заставка в журнале "Мир искусства" (1904, Ма 6). Тушь, перо.
9. М. В. Добужинский "Осень" (из цикла "Город"). Тушь, перо, кисть. Журнал
"Сатирикон", 1908, Ms 32. 10. А. П. Остроумова-Лебе дева. "Петербург. Новая
Голландия". Гравюра на дереве. 1901. (2, 3 - Третьяковская галерея, Москва.)
Таблица XXII
К ст. Мне ван дер Роз <Л.
1-2. Павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне. 1929 (1 - внешний
вид; 2 - внутренний дворик со статуей "Танцовщица" работы Г. Кольбе). 3.
Памятник
К. Либкнехту и Р. Люксембург в Берлине. 1926. Не сохранился. 4. Краун-холл
(учебный корпус Иллинойсского технологического института) в Чикаго. 1955.
5. Вилла Тугенд-хата в Брно. 1930. Интерьер, б. Жилой дом в посёлке Вейсенхоф
близ Штутгарта. 1927. 7. Вилла Фарнсуорт близ Чикаго. 1950. 8. Мемориальный
корпус Иллинойсского технологического института. 1946. Деталь фасада. 9.
Кресло типа "Тугенд-хат". 1930. 10. Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке. 1958. 11.
Доминион-сентер в Торонто. 1967.
Таблица XXIII
К ст. Мифология. Народы Азии. 1.
Хеттское царство. Тешуб-главный бог хеттов, громовержец, покровитель войны,
царей. Рельеф на воротах из Хаттусаса. 2-е тыс. до н. э. 2. Финикия. Богиня
плодородия, кормящая козлов. Крышка ларца из Минет-эль-Бейда (Сирия). Слоновая
кость. 1-я пол. 14 в. до н. э. Лувр. Париж. 3. Месопотамия. Битва бога
солнца с чудовищем - "циклопом". Терракотовый рельеф из Хафаджи. Нач. 2-го
тыс. до н. э. Иракский музей. Багдад. 4. Китай. Человек-тигр, дух, охраняющий
могилу. Мраморная статуя из Аньяна. Период Шан-Инь. 2-е тыс. до н. э. Музей
Гугун. Пекин. 5. Индия. Бог Вишну, спящий на змее Ананта. Каменный рельеф
из Айхола. 5-7 вв. н. э. Музей Принца Уэльского. Бомбей. Народы Европы,
в. Греция. Малоазийская "Великая мать> Кибела и греческая богиня Геката.
4 в. до н. э. Античное собрание. Берлин. 7. Этруски. Этрусский демон загробного
царства. Роспись склепа "Орко" близ Тарквинии. 3 в. до н. э. 8. Галлия.
Трёхликое божество. Рельеф на галльской терракотовой вазе. 2. в. н. э.
Кабинет медалей. Париж. 9. Скандинавия. Борьба мифологических героев. Бронзовый
брактеат из Торслунде (Швеция). 7 в. Исторический музей. Стокгольм. Народы
Африки. 10. Сахара. "Рогатая богиня>, или "Белая дама", фреска. Эпоха неолита.
Ауанрхет. 11. Центральная Африка. Резная фигурка предка из Бена-Лулуа.
Конго. Дерево. 19 в. Музей антропологии и этнографии АН СССР. Ленинград.
Народы Австралии и Океании. 12. Изображение предка (Новая Зеландия). Дерево.
Культура маори. Музей антропологии и этнографии АН СССР. Ленинград. Народы
Америки. 13.< Женская фигурка - символ пдодородия. Из Тлатилько.
Архаическая культура. 1500-1000 до н. э. Национальный музей антропологии.
Мехико. 14. Бог солнца. Горельеф из Паленке. Известняк. Культура майя.
7-8 вв. Национальный музей антропологии. Мехико.
Таблица XXIV
К ст. Многогранники. 1-5. Правильные
выпуклые многогранники (тела Платона), в-9. Правильные невыпуклые многогранники
(тела Пуансо). 10-24. Полуправильные многогранники (тела Архимеда). 25-29.
Выпуклые параллелоэдры (тела Фёдорова).
Идеология охватывает лишь ту часть М., к-рая ориентирована на социальные
явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной
действительности и к человеку.
уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из
поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме
здравого
смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений
о мире. Религ. М. даёт фантастич. картину мира и характеризуется признанием
сверхъестеств. мирового начала, его основа выражается в иррациональной
и эмоционально-образной форме (см. Религия). Филос. М. выступает
в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения
наук о природе и обществе и обладая определ. мерой логич. доказательности.
осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер
деятельности. Важнейший компонент М. составляют идеалы как заветные и решающие
жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определ.
целей, из обобщения к-рых образуется общий жизненный план, формируются
идеалы, придающие М. действенную силу. Содержание сознания превращается
в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой
уверенности человека в правоте своих идей, "... которые овладевают нашей
мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу
совесть,- это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца,
это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им" (М арке
К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 118). М. имеет огромный
практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение
человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на
его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через к-рую
воспринимается и переживается всё окружающее. Идейная убеждённость помогает
человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения,
жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определ. идеалов.
не может быть единого М., ибо каждый класс имеет своё специфич. М.; в нём
происходит борьба М. Носителями передового М. являются те классы, к-рые
оказываются носителями наиболее прогрессивного способа произ-ва. В зависимости
от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией
историч. развития, с данными науки и обществ, практики или нет, его М.
по своему содержанию, обществ, значимости может быть последовательно научным
или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или
религиозным, революционным или реакционным. Феодально-религ. М. открыто
защищало классовое неравенство. М. буржуазии, когда она как восходящий
класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М.
и тогда носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения
буржуазии у власти её М. становится консервативным и реакционным. Бурж.
М., будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое отражение действительности,
тормозит развитие общества. В нём господствуют иррационализм, апология
капитализма, культ наживы, насилия, к-рые сосуществуют с либеральными и
неолиберальными концепциями и мелкобурж. анархически-бунтарскими идеями.
М., обобщая достижения науки и обществ, практики, является последовательно
научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно возникло с появлением
рабочего революц. движения. Ядро коммунистич. М. составляет марксистско-ленинская
философия, диа-лектич. и историч. материализм. Марксистско-ленинское М.-
мощное орудие революц. преобразования мира, одна из решающих сил, организующих
людей в борьбе за социализм и коммунизм. В совр. мире идёт острая борьба
двух противоположных М.- коммунистического и буржуазного, в ходе к-рой
растёт влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью
своих последовательно науч. положений.
М. стало господствующим. Формирование у широчайших масс трудящихся коммунистич.
М. составляет сердцевину всей идейно-воспитат. работы партии. Коммунистич.
партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей жизни в
борьбе за практич. воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы
развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политич. явлениях,
сознательно строил новое общество. Важнейшей задачей является воспитание
коммунистич. отношения к труду, коммунистич. нравственности, подлинного
гуманизма,
патриотизма и интернационализма (см. Коммунистическое воспитание).
съездом КПСС), М., 1973; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1973; Основы марксистско-ленинской
философии, 2 изд., М., 1972; Ермолов А. Я., Роль философии в формировании
мировоззрения, М., 1964; Черноволенко В. Ф., Мировоззрение и научное познание,
К., 1970.