МИС
идею -"универсальной архитектурной
формы". Проф. образования не получил. С 1905 работал в Берлине в мастерских
арх. Б. Пауля (до 1907) и П. Беренса (1908-12). В 1930-33 директор
".Баухауза"
в
Дессау. В 1938-58 директор ф-та архитектуры Иллинойсского технологич. ин-та
(Чикаго). В 10-е гг. работал в духе неоклассицизма
(дом Перльса
в Берлине, 1911). Для последующего творчества М. в. д. Р. решающее значение
имело знакомство с произв. Ф. Л. Райта и X. П. Берлоге. В
1919-24 М. в. д. Р. выступил с серией эксперимент, проектов (в т. ч. стеклянных
небоскрёбов), в к-рых подчёркнутая чёткость навесной конструкции сочетается
с экспрессивной формой объёмов. В 1926 создал в духе экспрессионизма
памятник
К. Либкнехту и Р. Люксембург в Берлине. В 1927 руководил Междунар. выставкой
жилища в Штутгарте, где разработал генеральный план пос. Вейсенхоф. Созданный
М. в. д. Р. рационалистич. образец жилого дома со стальным каркасом и изменяемой
внутр. планировкой послужил прототипом зданий, получивших в 30-е гг. распространение
во мн. странах. В дальнейшем интересы М. в. д. Р. под влиянием голл. группы "Стиль"
сосредоточиваются на формально-эстетич. проблемах, связанных
с разработкой пространств, систем, отдельные части к-рых благодаря общему
свободному плану образуют непрерывное динамич. единство (павильон Германии
на Всемирной выставке в Барселоне, 1929; дом Тугендхата в Брно, 1930).
Работая в США, создал архит. комплекс Иллинойсского
технологического ин-та в Чикаго (1942-58). Идею "универсальной формы" (т.
е. единого внутреннего пространства, дающего максимум возможностей для
всех последующих изменений интерьера) впервые воплощает дом Фарнсуорт в
Фокс-Ривер (шт. Иллинойс, 1946-50). Тот же характер павильона с прямоугольным
объёмом, нерасчленённым внутр. пространством и наружным ограждением из
стеклянных панелей имеет здание архит. ф-та Технологич. ин-та (1952-56),
плоская плита покрытия к-рого подвешена к стальным рамным конструкциям,
выведенным наружу. К элементарной геом. форме приведены объёмы высотных
зданий, созданных М. в. д. Р.; их навесные стеклянные стены расчленены
однородной прямоугольной решёткой металлич. каркаса. Облик этих зданий,
как правило, не зависит от их назначения; вариациями одной архит. темы
являются жилые дома на Лейк Шор Драйв (1950-51; илл. см. т. 2, табл. XXIX,
стр. 256-257) и на Ком-монуэлс Променад (1957) в Чикаго, конторские здания
Сигрем-билдинг в Нью-Йорке (1958), Доминион-сентер в Торонто (Канада, 1967).
Простота форм этих сооружений обеспечивается сложными технич. средствами
и подчас противоречит функциональной целесообразности. Последняя крупная
постройка -Новая нац. художеств, галерея в Зап. Берлине (1968) - представляет
собою призматич. стеклянный объём на мощном цоколе, перекрытый ребристой
стальной плитой. В поисках форм, пригодных для любой специфич. функции,
М. в. д. Р. пришёл к отрицанию тех прогрессивных функционалистских идей,
к-рые развивал в 20-е гг. Свою эстетич. концепцию он связывал с философской
школой нео-томизма; в абстрактности простейших геом. тел, ясности
прямого угла, обнажённости конструкции, экономии выразит, средств (принцип
"меньше - значит больше") он видел воплощение "абсолютной идеи", путь к
созданию вечных эстетич. ценностей. В 1950-60-е гг. оказал широкое влияние
на архитекторов США и Зап. Европы.
Илл. см. на вклейке, табл. XXII (стр. 320-321).
С о ч.: [Отрывки из статей и выступлений],
в кн.: Мастера архитектуры об архитектуре, М., 1972, с. 365-83.
Лит.: Мачульский Г. К., Мис ван
дер РОЭ, М., 1969; J о h n s о n Ph. С., Mies van der Rohe, N. Y., 1947,
2 ed., 1963; Hilberseimer L., Mies van der Rohe, Chi., 1956; Blake P.,
The masterbuilders, N. Y., 1960, p. 151-262; D r e x 1 e r A., L. Mies
van der Rohe, N. Y., 1960; В 1 a s e r W., Mies van der Rohe, L.- N. Y.,
1965.
А. В.Иконников.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я