МИССИОНЕРСТВО

МИССИОНЕРСТВО (от лат. missio -посылка,
поручение), одна из форм деятельности религ. орг-ций и церквей, имеющая
целью обращение инаковерую-щих и возвращение в лоно церкви отпавших от
неё. Фактически М. ставит более широкие задачи, содействуя осуществлению
политических целей социальных групп и правительств, на службе у к-рых миссионеры
находятся. В буддизме осуществлялось нередко странствующими монахами и
получило распространение с 3 в. до н. э. Христ. М. возникло в 4 в. н. э.
К 13-16 вв. относится проникновение христ. М. в Индию, Китай, Японию. Насаждение
христианства в католич. форме в Вост. Европе было идеологич. прикрытием
герм. феод, колониальной экспансии ("Дранг нах Остен").


М. католич. церкви активизировалось после
образования исп. и португ. колон, империй (15-16 вв.). М. помогало колонизаторам
захватывать и "осваивать" новые земли. Для руководства католич. М. папа
Григорий XV в 1622 учредил Конгрегацию пропаганды веры (с 1967 - Конгрегация
евангелизации народов). Позже в ряде стран были созданы католич. миссионерские
об-ва. В 17-18 вв. в связи с вступлением на путь колон, политики Нидерландов
и Великобритании миссионерскую деятельность стали развивать господствовавшие
в этих гос-вах протестантские церкви. В нач. 19 в. возникли миссионерские
орг-ции в США. М. активизировалось в последней трети 19 в. в период борьбы
империалистич. держав за раздел мира. Развернулась деятельность христ.
миссионеров в Африке. Поддерживаемые колон, администрацией, субсидируемые
правительств, органами и монополиями, миссионерские учреждения становились
владельцами крупных капиталов и земель и были проводниками колон, политики
пр-в своих стран. Подавляющее большинство уч. заведений в странах Африки
находилось (а в нек-рых и находится) в руках религ. миссий. Они распространяли
свой контроль и на мед. учреждения, культ., спортивные и др. обществ, орг-ции.


Миссии в Африке (в меньшей степени в Европе
в период раннего средневековья) известное место отводили школьному делу.
Однако эта их деятельность распространялась на небольшой процент детей
местного населения и обычно имела конечной целью подготовку людей для службы
в колониальной администрации.


Функции мусульманских миссионеров нередко
выполняли купцы-мусульмане, а с развитием суфизма - странствующие
монахи - суфии.


М. в России было тесно связано с насильственной
христианизацией нерус. народностей, монастырской колонизацией, борьбой
с расколом, сектантством. В 14 в. Стефан Пермский распространял христианство
среди зырян (коли). В 16 в. усилилась миссионерская деятельность христ.
монастырей среди местного населения Поволжья, в 18 - 1-й пол. 19 вв. среди
народов Сибири и Кавказа. В 1870 в Москве было основано Православное миссионерское
об-во, объединившее различные сибирские миссии. С 1867 насаждением христианства
среди татарского населения занималось братство св. Гурия в Казани. Ряд
рус. православных миссий был создан вне России. Общее руководство М. в
Росс, империи осуществлял Синод, к-рый разрабатывал уставы миссионерских
орг-ции, проводил всеросс. и местные съезды миссионеров.


После 2-й мировой войны 1939-45, в связи
с крахом колон, системы, подъёмом нац.-освободит, движения, завоеванием
независимости многими быв. колониями, большое место в деятельности миссионеров
заняла борьба против нац.-освободит. движений, антикоммунистич. пропаганда.
М. превратилось в проводника политики неоколониализма. К 1969 в афр. миссиях
насчитывалось ок. 16 тыс. членов мужских и 30 тыс. членов жен. христ. орденов
(большинство - не африканцы). В целях приспособления к новым условиям церковь
начала менять методы М.: создавать церковную иерархию из местных жителей,
в христ. культ включать религ. обряды местных культов, проводить богослужение
на местных языках, вводить в богослужение культовые танцы, музыку; в миссионерской
пропаганде используются радио и телевидение. Учитывая силу нац.-освободит.
движения, миссионеры ради сохранения своих позиций, особенно в странах
Африки, стали выступать против расизма. В 1971 католич. орден "белых отцов"
отозвал из Мозамбика всех своих членов в знак протеста против преступлений
португ. колон, властей и сотрудничества церковной иерархии с колонизаторами.
Вместе с ростом нац.-освободит. движения усилилось антимиссионерское движение.


Лит.:'Шейнман М. М., Ватикан и католицизм
в конце XIX - нач. XX в., М., 1958; его же, Современный клерикализм, М.,
1964; Лаврецкий И. Р., Тень Ватикана над Латинской Америкой, М., 1961;
его же, Колонизаторы уходят - миссионеры остаются, М., 1963; Ш а р е в-с
к а я Б. И., Старые и новые религии Тропической и Южной Африки, М., 1964;
Шпажников Г. А., Религии стран Африки, М., 1967; Ястребов И. Б., Проблемы
миссионерства на Соборе, "Вопросы научного атеизма", 1968, в. 6; Б е р
з и н Э. О., Католическая церковь в Юго-Восточной Азии, М., 1968; Мустафа
аль-Халнди, Омар Фаррух, Миссионеры и империализм в арабских странах, пер.
с араб., М., 1961.

М. М.. Шейнман.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я