МИСТЕРИЯ

МИСТЕРИЯ жанр зап.-европ. религ
театра эпохи позднего средневековья (14-16 вв.). Наибольшее развитие получи;
во Франции. Содержание М. составлял! библейские сюжеты. Авторами произв
были церк. служители, учёные-богосло вы, врачи, юристы. Сцены религ. харак
тера чередовались с интермедиями -вставными комедийно-бытовыми эпизо дами.
Представления М. организовыва лись гор. властями совм. с ремесленным! цехами
во время гор. торжеств, обычш в ярмарочные дни, на площади. Несмотр) на
руководство со стороны патрицианскю и церк. кругов, М. была массовым само
деят. иск-вом. В ней постоянно сталки вались и сочетались религ. мистика
i житейский реализм, вносимый испол кителями (гл. обр. любителями-горожа
нами), набожность и богохульство. Ярюк образцы М.- "Мистерия страстей гос
подних" Арнуля Гребана (сер. 15 в.) "Мистерия об осаде Орлеана" (пост,
после 1429). Усиление реалистнч. н ко медийных элементов вызывало нападки
духовных и светских властей, а в 16 в. запрещение представлений М. В 19-
1-й пол. 20 вв. М. иногда ставятся в Обер-аммергау (Германия), в Париже
перел собором Нотр-Дам. Иронич. осмысление ср.-век. М. отличает спектакль
"История о преславном воскресении Миколая из Вильковецка" (1962, "Театр
наро-довы", Варшава).


М. с 10 в. существовала также в Иране,
где входила в религ. обряд шахсей-вах-сей. От неё ведёт начало один
из видов перс, трагедии - тазийе.


Лит. : История западноевропейского
театра, т. 1. М., 1956.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я