МИСТИКА
(от греч. mystikos - таинственный),
религ. практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного
"единения" с абсолютом, а также совокупность теологич. и филос. доктрин,
оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.
Мировоззренч. основы М. могут резко различаться
в зависимости от социальных и религиозно-конфессиональных условий. В ортодоксальных
системах теизма (иудаизм, христианство, ислам) абсолют - это личный
бог, и "единение" с ним - это диалогич. "общение", к-рое требует согласия
партнёра и потому не может быть достигнуто механически односторонним усилием.
В ересях "общение" может переосмысляться как "слияние" (так, исламский
мистик аль-Хал-ладж был казнён в 10 в. за то, что в экстазе сказал "я есмь
Истинный", т. е. бог). Наконец, в системах нетеистич. М. место личного
бога занимает безличное трансцендентное начало (дао даосизма, шуньята
буддизма,
"единое"
неоплатонизма
и
т. п.). Однако все мистич. доктрины имеют нек-рые общие черты. Все они
тяготеют к иррационализму, интуитивизму,
намеренной парадоксальности;
они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов,
центральный из к-рых - смерть (как знак для опыта, разрушающего прежние
структуры сознания). Представители М. всех времён и народов, всех вероисповеданий
и направлений в совершенно одинаковых выражениях заявляют о полной невозможности
передать смысл М. иначе, чем в неадекватном намёке или через молчание (ср.
"благородное молчание" буддистов). Теология М. обозначается в христ. традиции
как "отрицательная" ("апофатическая", "негативная"), поскольку она описывает
бога посредством отрицаний, не оставляя места для утвердит, характеристик.
Практика М. предполагает ту или иную систему психофизич. упражнений (дхьяна
и йога в инд. системах М., "умное делание" православных монахов),
обычно включающую гипнотич. сосредоточение ума на простейших фигурах ("янтры"
и "мандалы" в инд. традиции, крест у христиан), на простейших сочетаниях
слов ("мантры" индуизма,
"молитва Иисусова" в православии, молитв,
восклицания в католицизме, повторяемые тысячи раз подряд), на отд. словах
и т. д. В нек-рых системах М. для таких "медитаций" рекомендуются оптимальные
позы и регуляции дыхания (йога, исихазм).
Приёмы могут быть самыми
разными - от бешеной пляски
дервишей до тихого "умиления" христ.
аскетов. Но в любом случае М. не может обойтись без психотехники
аскетизма
(или,
как в нек-рых видах гностицизма
и тант-ризма, а также в сатанизме,
без аскетизма навыворот, ритуализированного нарушения этич. и сакральных
запретов, создающего предпосылки для психологич. шока и транса). Поскольку
М. предполагает движение через неиспытанные психологич. состояния, "посвящаемому"
ничего не остаётся, как слепо вверяться руководству "посвящённого", к-рый
испытал всё на себе. Отсюда значение наставников типа "гуру" в индуизме,
"пира" в суфизме,
"старца" в исихазме, "цаддика" в хасидизме.
Хотя историч. аналог и прообраз М. можно
усмотреть уже в глубокой древности в шаманско-оргиастич. культах, имевших
целью экстатич. снятие дистанции между человеком и миром духов или богов,
однако М. в собств. смысле возникает лишь тогда, когда религ. умозрение
подходит к понятию трансцендентного абсолюта, а развитие логики делает
возможным сознат. отступление от логики в М. Поэтому самый ранний расцвет
М. происходит в странах с филос. и логич. культурой - в Индии (веданта),
Китае
(даосизм), отчасти в Греции (пифагореизм, платонизм). Дальнейшие
волны М., проходящие, как правило, поперёк национальных и вероисповедных
рамок, отмечают эпохи обществ, кризисов: крушение Рим. империи в первых
вв. н. э. (мистерии, неоплатонизм, раннее христианство, гностицизм, манихейство),
конец
средневековья в 13-14 вв. (суфизм, каббала, исихазм, Иоахим Флорский,
Майстер
Экхарт
и
его последователи), становление раннего капитализма в 17-18 вв. (кружки
янсе-нистов, квиетистов, методистов, пиетистов, квакеров, хасиды, хлысты).
При определённых историч. условиях М. становилась формой протеста против
церк. и социальной иерархии (такова, напр., роль М. в мировоззрении плебейских
сект времён Крестьянской войны в Германии). При др. историч. условиях парадоксы
М. давали импульс идеали-стич. диалектике (Ф. Энгельс, имея в виду развитие
идей М. в классич. нем. идеализме, называл нем. мистика Я. Бёме "...предвестником
грядущих философов..."- см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 18,
с. 574). В условиях кризиса совр. бурж. общества в полуинтеллигентских
кругах получили распространение эклектич. и наукообразные системы внеконфессиональной
М. (теософия и
антропософия),
а также крайне вульгаризованная
практика обретения "мистич. опыта" - от старомодных спиритич. сеансов до
радений хиппи. Мистич. мотивы присущи мн. течениям совр. идеалистич. философии,
обнаруживаясь даже в таких сугубо рациона-листич., "сциентпстских" (см.
Сциентизм)
направлениях,
как
неопозитивизм
(интерпретированный в ряде высказываний Л. Витгенштейна
как
род "апофатиче-ской" М., аналог "благородному молчанию" буддистов).
Марксизм-ленинизм рассматривает М. как
превратную форму отражения реального мира, несовместимую с научным, материалистич.
мировоззрением, как бегство от противоречий обществ, бытия человека.
Лит. .'Энгельс Ф., Крестьянская
война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Otto R., West-ostliche
Mystjk, 2 .Aufl., Gotha, 1929; Suzuki D. Т., Mysticism. Christian and Buddhist,
L., 1957; Scholem G., Die iudische Mystik in ihren Hauptstromungen, Z.,
1957.
С. С. Аверинцев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я