МНЕМОТЕХНИКА
(от греч. mnerne -память
и techne - искусство, мастерство), в цирке и на эстраде номера, построенные
на искусстве запоминания; специально разработанные приёмы и способы, облегчающие
запоминание ("отгады-вание" различных чисел, названий предметов, номеров
ден. купюр и др.). Номера М. исполняются обычно двумя артистами, один из
к-рых (находясь среди зрителей) задаёт вопросы, а другой "отгадывает".
В основе М.- различные системы шифра (т. н. ключа), скрытого в формулировках
вопросов, интонациях голоса, темпе разговора, иногда в муз. сопровождении.
Приёмы М. были известны уже в древности, использовались преим. жрецами.
Как зрелище номер утвердился первоначально на эстраде (в театрах варьете)
во 2-й пол. 19 в., позже стал исполняться в цирках. Номер подавался как
"чтение мыслей на расстоянии", исполнители наз. "ясновидящими". В сов.
цирке номера М. ставятся в занимательной, лёгкой, часто шутливой форме.
Среди известных исполнителей М.: Жанна Дюкло, Арраго (Р. С. Левитин), Г.
и Р. Греголи, Н. Страйт, Инза Сун и Г. Д. Агаронов (Агароновы).
Лит.: Гетманский М., Математические
аттракционы, [М.], 1928; Л у р н я А. Р., Маленькая книжка о большой памяти,
М., 1968.
Ю.А.Дмитриев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я