МНОГОКРАТНОГО ЭКСПОНИРОВАНИЯ МЕТОД
метод
комбинированной
киносъёмки, основанный на совмещении в кадре неск. изображений с помощью
последоват. съёмки различных объектов на одну и ту же киноплёнку. Для этого
съёмочный аппарат должен иметь хорошую устойчивость изображения в кадровом
окне, обратный ход для отмотки киноплёнки, счётчик метров и кадров отснятой
киноплёнки. Многократным экспонированием получают изображения в кадрах,
в к-рых одни объекты как бы просвечивают через другие (рис.). Эту особенность
используют как изобразит, приём для показа воспоминаний, сновидений, а
также для плавного перехода в кинофильме от одного монтажного плана или
кадра к другому. Для предохранения определённых участков кадра от повторного
экспонирования при М. э. м. применяется различного рода маскирование, напр,
с использованием чёрного фона, неподвижных и подвижных масок. Маски и контрмаски
нужной формы изготавливаются из плотной чёрной бумаги или тонкого картона
и устанавливаются в
спец. маскодержателе перед объективом
аппарата. В простейшем варианте съёмки на чёрном фоне получают неск. изображений
одного и того же объекта в разных участках кадра. Применение маски, неподвижной
по отношению к кадровому окну аппарата, даёт возможность съёмки одного
актёра в неск. ролях и соединения в кадре естеств. объекта с рисунком или
макетом (см. Неподвижной маски
Кадр из кинофильма "Александр Матросов",
иллюстрирующий метод многократного экспонирования.
метод). Широко применяются также
подвижные, или блуждающие, маски, посредством к-рых при съёмке кинофильмов
решаются сложные постановочные и изобразит, задачи (см. Блуждающей маски
метод).
Б. Ф. Плужников.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я